Матильда Фландрская (Ч.2)

Mar 26, 2009 23:31


Следующим пунктом праздничной свадебной программы было турне по Нормандии, смысл которого заключался в представлении Вильгельмом герцогини своим вассалам. Нет сомнения, что Матильда очаровала и баронов и прочих жителей герцогства, а впоследствии завоевала уважение и авторитет среди своих подданных. По крайней мере, ни писания, ни предания не донесли до нас ни одного плохого слова в ее адрес, а только похвалы и восторг.
Но, по правде сказать, есть, есть у нее темное пятно в биографии и касается оно того самого Бритрика, о котором вздыхала в юности. Как только появилась возможность, Матильда  отомстила ему, видимо, за невнимание - разорила и посадила в острог. Нехорошо.
Брак оказался удачным. В режиме non stop, но в не вполне ясной последовательности Матильда произвела на свет Роберта, Ричарда, Аделаиду (Аделизу), Цецилию, Вильгельма, Констанцию, Агату и Генриха, который единственный из всех детей родился в Англии. Возможно была еще парочка ребятишек, но определенно сказать нельзя.




Таким образом, первые годы супружества Матильда посвятила выполнению долга деторождения и воспитания потомства. Она была исключительно счастлива в материнстве, т.к., судя по всему, ее миновало горе потери младенца. Плодовитость ставилась ей в заслугу и прибавляла почета.

Кроме вышеперечисленных обязанностей герцогиню занимали дела по строительству уже упомянутых аббатств в Кане и вообще архитектура и прочие художества. Ее образование не пропало втуне. Матильду приводят как пример знатной ученой дамы того времени, привлекавшей ко двору творческие личности. Кстати, ее супруг в области архитектуры и строительства тоже отличился, его даже можно назвать Вильгельм Строитель. Но он большей частью занимался, естественно, возведением фортификационных сооружений.

Уже давно вызывает сомнение, что знаменитое вышитое полотно, известное как ковер из Байё, был создан Матильдой и ее придворными дамами. Однако наверняка она развлекала себя на досуге подобными рукоделиями, владение которыми считалось обязательным и признавалось одной из женских добродетелей.


Примерно так создавался ковёр из Байё



Зал музея, где ковер экспонируется

Надо сказать, что герцогиня сумела завоевать большое доверие супруга, который ценил ее ум и преданность. Поэтому совершенно естественно он назначил Матильду «управляющей» Нормандией в свое отсутствие, когда, наконец, собрался, вплотную заняться приобретением английской короны. Говорят, что французский король (уже Филипп) поинтересовался у Вильгельма: «Кто же будет заботиться о герцогстве, в то время как ты убежишь за королевством?» На что герцог гордо ответил: «Это забота, которая не должна беспокоить наших соседей. По Божьей милости мы благословлены разумной женой и преданными подданными, которые будут надежно держать границу во время нашего отсутствия».

Кроме того, Матильда собственным примером побудила вассалов герцога брать на себя подготовку кораблей для похода в Англию и снарядила на свои средства корабль «Мора».


Строительство кораблей Вильгельма

Так что, удача экспедиции была не в последнюю очередь обеспечена энергией и поддержкой герцогини и, покидая Нормандию, Вильгельм мог быть уверен, что оставляет тыл в надежных руках Матильды и старшего сына-подростка, которому было поручено руководство оборонными мероприятиями.
Как положено герцогиня усердно молилась об успехе кампании супруга и, по легенде известие о решающей победе она получила преклоняя колени в часовне, которая стала известна с тех пор как часовня Божьей Матери Радостная Весть (Notre Dame de Bonnes Nouvelles).

Вскоре после победы при Гастингсе Вильгельм поспешил устроить церемонию своей коронации, которая и произошла на Рождество 1066 г. в Вестминстерском аббатстве. Хорошо, что его супруга не присутствовала там, потому что мероприятие было омрачено кровопролитным недоразумением между нормандцами и англосаксами с последующими беспорядками в Лондоне. Из-за этого проведение обряда было в срочном порядке завершено и оставило неприятное впечатление. Настоятельно требовалось подправить ситуацию, иначе процесс утверждения королевского статуса Вильгельма в глазах общественности (у которой и так голова кругом шла - по некоторым подсчетам 5-й король за один год!) считался бы незавершенным.


Вильгельм на троне и в короне

Но пока Вильгельм устремился к родным берегам, где в окружении детей и придворных его встречала прекрасная Матильда. Пасху и летний сезон они провели вместе в пирах и прочих празднествах. В частности, в торжественной обстановке отметили посвящение их дочери Цецилии только что отстроенному аббатству Св. Троицы в Кане. Это произошло или во исполнение давно данного обета предназначить старшую дочь карьере монахини, причем именно в этом монастыре, или это была жертва Богу за счастливый исход английской кампании Вильгельма. К моменту освящения аббатства первая дочь Аделаида (Аделиза) уже скончалась. Существует версия, что в свое время ее использовали по-другому. Не успела она чуть-чуть подрасти, как в попытках ликвидации претензий Гарольда Годвинсона на английский трон Вильгельм обручил с ним свою старшую дочь.

Как ни хорошо проводил время Вильгельм в Нормандии, неотложные дела все же позвали его на остров, а Матильда снова осталась «на хозяйстве». Уладив разногласия со своими новыми подданными, Вильгельм счел необходимым продолжить процесс утверждения королевского статуса совершенно мирным путем, для чего ему требовалась Матильда.

Примерно после Пасхи 1068 г. она прибыла в Англию со свитой и детьми и почти сразу отправилась на коронацию. Мнения расходятся, но, скорее всего, на этот раз с Лондоном и Вестминстерским аббатством Вильгельм не связывался, а выбрал Винчестер (Winchester) - древнюю столицу уэссекских королей. Кажется, для местного населения была в диковинку коронация супруги короля, при прежних правителях они обходились без этой церемонии. Но это случилось и, возможно, даже Вильгельм повторно короновался или просто снова повторил присягу.


Собор Винчестера снаружи



и внутри

Эта коронация намного более роскошная и торжественная, чем предшествовавшая в Вестминстерском аббатстве, прошла в теплой и дружеской атмосфере, чему способствовала пауза в военных действиях и прекрасная погода. Рассказывают, что во время официального банкета благородную компанию развлек такой театральный номер. В зале появился некий рыцарь по имени Мармайон (Marmion) на коне, при полном вооружении и громогласно бросил вызов на поединок любому кто не согласен с тем, что Вильгельм наш добрый король, а Матильда наша добрая королева и, соответственно, является предателем и лгуном. Трижды он надрывался, но никто не откликнулся. Таким образом, все согласились, что сувереном Англии является не только король, но и его коронованная супруга.


Большой зал дворца в Винчестере

Матильда была первой королевой в истории Англии, которую называли не только queen (жена короля), но и regina (монархиня, царица, суверен) что совершенно противоречило англосаксонской традиции. Но то обстоятельство, что она была прямым потомком знаменитого Альфреда Великого, смягчило недовольство и серьезных протестов не поступало.

Далее последовали традиционное в таких случаях путешествие по стране для демонстрации новым подданным Вильгельмом себя, своей королевы и своих детей. Весьма кстати в этом же году на английской земле (Селби, Йоркшир) Матильда произвела на свет четвертого сына, будущего монарха этой страны Генриха I Боклерка. Рождение этого принца немало способствовало сближению нормандской и англосаксонской аристократии.

Казалось спокойствие было полностью восстановлено, а Матильда находилась наверху земного блаженства, наслаждаясь счастьем как жена, мать и королева.

Матильда Фландрская, женские истории, истории, Вильгельм Завоеватель

Previous post Next post
Up