Любая наука имеет свой предмет - круг изучаемых проблем, а также методы их исследования. В этом разрезе философия отвечает на главный вопрос: как человеку относиться к окружающему миру и может ли общество, познав объективные законы действительности, изменять её? В этом заключена суть основного вопроса философии - отношение сознания к материи, что первично?
Характерная черта философии в том, что в отличии от прочих наук она занимается вопросом отношения человека к миру в целом, а не через призму естественных или гуманитарных наук, политики, бытовой практики, здравого смысла и т.д.
Идеалист рассматривает некие духовные установки как основу человеческой деятельности. Что и позволяет ему, с упорством достойным лучшего применения, наступать на одни и те же грабли...
Задаваясь дилеммой отношения сознания к материи, встаёт философский вопрос о том: что является первичным, материальный мир или человеческое сознание? В связи с тем, что в повседневности практически каждый из нас является стихийным, бессознательным материалистом, ответ на него прост - конечно, материальный мир предшествует появлению идеального. Например, солнце существовало задолго до возникновения понятия о солнце, т.е. материалисты утверждают, что вначале было солнце, а затем возникли мысли по его поводу. Значит материальный мир первичен и определяет человеческое сознание, которое является по отношению к нему вторичным.
Однако, идеалисты - люди считающие что материи предшествовала некая мысль, что Вселенная создана нематериальными, сверхъестественными существами, придерживаются этой версии в силу того, что все вещи нас окружающие были сначала кем-то придуманы, а лишь затем воплощены в реальность. Т.е. созданному предмету всегда предшествует мысль, и сложноорганизованный мир который мы наблюдаем, не мог возникнуть сам собой. До его материализации должна существовать его идея, следовательно, сознание первично, а материя вторична.
Объективный идеалист признаёт существование материи вне и независимо от человеческого сознания, утверждая, что материя производна по отношению к абсолютной идее, "мировому разуму", всемогущему божеству.
В этих рассуждениях просматривается желание отразив одну сторону дела, не замечать других.
Во-первых, мир не так целесообразен как это принято считать в среде объективных идеалистов. Войны, страдания, болезни и прочие проблемы социума, если они являются порождением божественного замысла, были бы неустранимы в принципе. Являясь действительным законом бытия (а законы невозможно отбросить или изменить, им можно только следовать), "первичную идею" нельзя было бы исправить, всякое противодействие стихийным силам природы и общественной несправедливости носило бы заведомо утопичный характер. Но мы-то знаем, что с помощью науки и человеческих усилий войны, болезни, страдания и т.д. можно купировать, преодолеть, предотвратить.
Во-вторых, наука биохимия выяснила, что при определённых условиях из неживой материи возникают живые существа, а сам человек - результат долгого исторического развития биосферы, при котором его мышление есть продукт деятельности материального мозга.
В-третьих, общественная практика показала, что не бывает сознания существующего отдельно от материи. Мир в своей сущности материален, а все вещи и явления в нём пребывают в постоянном движении, в чём и состоит единство мира, его природной - объективной стороны и человеческой - субъективной.
Таким образом, раз материя определяет человеческое сознание, которое является высшей формой отражения объективной реальности, человеку необходимо относиться к окружающему миру как к первоначальному источнику бытия, который он познаёт с помощью сознания через ощущения и разум.
Психическая деятельность человека по своей природе нематериальна, но она является результатом работы материального мозга. Поэтому общество, познав объективные законы вольно изменять мир, оказывать определённое воздействие на материю, играть активную роль в её преобразовании, для чего необходимо чтобы знания людей являлись правильным отражением действительности.
В противном случае объективный идеалист будет видеть во всех окружающих явлениях и процессах проявление сознания, находить в действительном лишь закономерности мысли, не отдавая себе отчёта, что сознание само по себе есть продукт развития материального мира.
До определённого момента (например, пока холодильник не победит телевизор) объективный идеалист вынужден отвлекаться от реальных условий своего существования, впадая в иллюзию, в которой его намерения, нередко приводят к непредвиденным, порой, прямо противоположным результатам. Как у героя, рождённого пером известного тверского вице-губернатора - карася-идеалиста, верующего в гармонию развития и будущее счастье общества ровно до того момента, когда ёрш раскрывает ему мир, в котором существуют щуки и уха...