В преданиях любого народа тема величайшей тайны бытия окружена священным почтением. Кавказские "танатологи" считали, что жизнь земная всего лишь подготовка к будущему умиранию, которое воспринималось как трамплин к более высоким формам существования. Отсюда возникла масса обрядов и ритуалов, венчавших покойного, а порой решавших и судьбу его окружения.
Черепа в музее Владикавказа
1. Не было у горцев выше доблести, чем умереть в бою. Однако, смерть от штыка считалась позорной, поскольку уподобляла воина свинье.
2. Смерть от молнии считалась почетной. Убитого молнией не полагалось даже оплакивать, а могила его считалась святым местом.
3. Поминки у осетин - это кормление мёртвого. Поэтому пища, которую едят гости не идёт им на пользу. Вся сила переходит к усопшему, поэтому даже плотно поевший на поминальном пиру, придя домой, имеет право спросить себе обычный обед.
4. Мингрельцы, когда несут хоронить хозяина дома, перекидывают через крышу верёвку, и два человека начинают тянуть её то в ту, то в другую сторону. Эта церемония "расшатывания дома" составляет отголосок некогда практиковавшегося разрушения жилища умершего.
5. Абхазы до сорокового дня, а иногда и в течении целого года со дня смерти, садясь за стол ставят и долю покойника.
Раскопки в Северной Осетии-Алании
6. Сваны в течении года после смерти, ставят в тёмный угол еду, араку и трубку с табаком для души умершего.
7. У осетин есть пословица: "Отчего он богат? Оттого, что у него никто не умирает!". В Осетии семья умершего может потратить всё своё имущество на поминки, приглашая всех жителей не только своей деревни, но и окрестных сёл. В противном случае, старший в роду обрекает свою фамилию на вечное поругание. Каждый юнец может упрекнуть его тем, что его мёртвые едят траву, не имея священного пирога, чёрного пива и синей араки.
8. Если хевсур одинок, либо имея родственников, не уверен, что они совершат по нему поминки как надо, то он сам при жизни их для себя устраивает. Он приготовляет пищу, приглашает односельчан, родственников и знакомых, а сам прячется - прислушиваясь, как по нему справляют тризну.
9. Чеченцы во время похорон подводили коня к могиле и давали конец узды в руки покойнику. Затем трижды обводили коня вокруг, отрезали ему правое ухо и бросали в яму. Это символическое действие замещает умерщвление коня, ведь усопшему на том свете тоже нужен верный товарищ.
10. В древности у армян существовал обычай лишать себя жизни на могиле своего господина. При погребении царя Арташеса "вокруг его могилы совершалось много добровольных смертей". Гибли верные слуги, любимые жёны и наложницы.
Северная Осетия-Алания, с. Даргавс, "Город мёртвых"
11. У осетин во время похорон вдова отрезала свою косу и клала на грудь покойному, в убеждении, что в силу этого, в загробном мире она также будет его женой.
12. Обычай отрезать у вдовы косу, как замена сопогребения существовал и у армян. Об этом свидетельствует постановление Армянского собора: "Да будут прокляты во веки веков те, кто громогласно плачут, обрезывают косы и бьют себя в чело".
13. У сванов обычай предлагает вместе с умершим оплакать и его жену. В этом обычае также ясно выражается отголосок прежнего погребения жены вместе с её умершим мужем.
14. Погребение вместе с умершим необходимых ему в загробной жизни вещей, со временем был заменён передачей мертвецу изображений этих вещей. Так, кабардинцы клали на могилу деревянные копии мечей и прочих предметов.
15. В течении известного времени, душа умершего продолжает жить в своём доме. Поэтому родственниками продолжаются заботы о покойнике как о живом. Вдова-осетинка каждый вечер стелет для мужа постель, ставит таз для умывания и медный кувшин с водой.
Раскопки в Алании
16. Одежда и оружие умершего должны быть в исправности, чтобы могли служить своему хозяину. Так, ингуши для оплакивания покойника ставят посреди двора постель, на которой раскладывают одежду почившего.
17. Умерший нуждается в огне, чтобы согреться или осветить себе путь в замогильном странствии. С этими целями, в первые три ночи после похорон, картвелы разводили на могиле костры.
С течением времени костры эти сокращались в размерах и постепенно превратились в лампады.
18. Смерть соседа при общинно-родовых отношениях, являлось событием одинаково близким для всей общины. Так, у сванов для поминок родственники умершего приносят помощь в 30 маленьких хлебов от каждого двора, которые съедались на поминальном ужине.
19. Отголоском былой солидарности является требование чтобы все члены общества провожали покойного на кладбище. В частности, в Кахетии, когда мимо дома проносят покойника, приподнимают изголовье колыбели, где лежит ребёнок. Иначе он долго не встанет на ноги.
20. Также у кахетинцев если ребёнок долго не мог научиться ходить, его приносили в дом где лежит покойник, и ставили последнему на грудь.
Некрополь Цой-Педе, Чеченская республика
21. В Карталинии в день похорон не работали соседи умершего и все желающие выразить уважение покойнику. Если же кто-то позволит себе работать, то придёт разгневанный покойник, потребует нарушителя к себе и скажет: "Кончай работу, пошли за мной!".
22. Окружая заботой своих покойников, горцы в то же время старались оградить и себя от демонов смерти. Гурийцы после выноса тела, на том месте где стоял гроб, разбивают яйцо.
23. У лезгин, чтобы избавить дом умершего от нечистой силы, вынос тела осуществляли вперед головой, "чтобы он не мог найти дороги обратно". В противном случае в роду появлялся ещё один покойник. С этой же целью перенос усопшего на кладбище осуществлялся ускоренным шагом, а могилу зарывали как можно быстрее.
24. Поддержка умерших на том свете выражалась в неподдельном участии родственников на новом этапе его бытия. У азербайджанцев в момент погребения, сын или брат умершего обязательно должен стоять лицом к могиле, чтобы покойный не чувствовал себя одиноко.
25. В сказании "Гибель нартов", наказанные богатыри, смирившись с судьбой, сами соорудили себе склепы и закончили в них свои дни. У некоторых народов Кавказа существовала форма погребения в склепах. По их воззрениям оставить покойника без склепа лишить их крова на том свете.
Некрополь Цой-Педе, Чеченская республика
26. На сегодняшний день только в осетинских склепах обнаружены ладьи в которых хоронили мертвецов. В селении Даргавс их находили неоднократно, а около одной имелось даже весло.
27. Среди народов Кавказа прочно бытовало мнение: "насколько живые усердно заботятся о покойных предках, настолько праотцы являются покровителями и духами-хранителями своих сородичей".
28. Практически у всех народов Кавказа практиковались скачки-состязания в честь умершего. Особенно если он был знаменит и богат. Чаще всего их устраивали в годовщину смерти. Победитель получал приз - что-нибудь из одежды покойного, его оружие, предметы упряжи, иногда лошадь или быка.
29. Вера в загробное существование у ингушей выражалась в обыкновении спрашивать умирающих людей, особенно стариков, о покойных родственниках. Согласно поверью, на рубеже жизни и смерти, умирающий видит тот свет со всеми умершими до него. Этим пользовались окружающие и задавали ему вопросы: «Как живет такой-то покойник?» «В чем он нуждается?» и т.п.
30. У многих народов Кавказа существовал "друидизм" - одушевление природы, деревьев, леса. У адыгов и абхазов существовал обряд "воздушного погребения", когда покойника клали в выдолбленную дубовую колоду и проделывали в ней отверстие. Такой гроб подвешивали на большом дереве, и через определённое время проверяли, не появился ли в нём пчелиный мёд. Если мёд обнаруживался, то считалось, что душа умершего попала в рай. При отсутствии мёда - забивали домашний скот и раздавали мясо гостям.
Некрополь Цой-Педе, Чеченская республика
31. По традиции горских евреев, в случае смерти кого-либо, его близкие, родные и знакомые стараются всем своим видом проявить скорбь и печаль. Женщины у трупа горского еврея играют первенствующую роль. Они издают душераздирающие крики, царапают лицо, рвут волосы на голове. Все эти действа "имеют цель вызвать жалость покойника к живым и побудить его вернуться к близким".
32. У всех народов Кавказа в случае смерти к родственникам и знакомым посылали горевестника. У осетин его сажали на лучшую лошадь темной масти. А по плётке в левой руке каждый узнавал в нём вестника печали.
33. Когда у ингуша умирал сын, к нему мог явиться кто-нибудь из соплеменников, у кого в том же году умерла дочь.
"Сын твой, - говорил пришедший, - может нуждаться на том свете в жене. Я отдаю ему руку своей дочери". Обычай не допускал отказа от подобного предложения и требовал уплаты калыма, как и за живую невесту, хотя и в меньшем размере.
Дмитрий Назаренко