Интересные места в Марокко: Древний Волюбилис на краю ойкумены

Aug 31, 2011 20:05



Останки древних городов для меня предпочтительнее современных трущоб или деловых центров из стекла и бетона. Они даже лучше «умных» коттеджей на опушке леса или колониальных вилл на берегу океана. На вопрос «почему?» можно не отвечать. Это известно всем: только в исчезнувших городах есть шанс обнаружить то что «исчезло», если вы, конечно, вообще почувствовали пропажу…

Оставшийся позади Мекнес, заволокло пылью и зелёные поля по левую и правую руку, тут же пустились наперегонки. До Мулай-Идриса они так и гнались друг за дружкой, пока дорога не сделала крутой поворот и священный для всех мусульман город, не вырос на склоне горы. Путь на Волюбилис - самый западный форпост великого Рима, оказался довольно живописным, жаль я не захватил с собой мольберт.

Руины «замка Фараонов», именно так прозвали арабы жемчужину Римской Империи, лежит на самом краю обширной равнины упирающейся в горный массив Зирхун. В своё время эти развалины являли собой один из современных городов той эпохи. Акведук, продуманная дренажная система, просторные и удобные жилища, римское право, мягкий климат и щедрость природы, всё это Волюбилис - одна из райских провинций самой большой античной империи.

Треугольное плато, зажатое поднятиями земной тверди с руинами древнего города, было оценено по достоинству арабами, пришедшими туда спустя пятьсот лет. В те времена, античная эпоха уже представала современникам исключительно в виде «золотого века».
Интересный факт местоположения Волюбилиса - абсолютная равноудалённость от Средиземноморья и Атлантики. И то, что до римлян этим поселением владели карфагеняне, ещё больше запутывает родословную величественных осколков полиса. За жителями города, «который должен быть разрушен», дальнейший след теряется. Финикийцы, атланты - тьма веков и тусклый свет современной истории не даёт разгадки.

Двенадцать гектар окружённых крепостным валом, рвом и кирпичной стеной, содержат точечную застройку ещё более поздних эпох. Со временем в городской пейзаж из лавок, пекарен и частного сектора с шикарной мозаикой плавно вписались: нефтехранилище, храмовый комплекс, публичный дом, правительственные учреждения, бани, конюшни, казармы, кабаки, кладбище и площадь победы с изысканным скульптурным ансамблем.

Граждан Волюбилиса, в кое число входило немало знатных берберов служащих Риму, трудно было уличить в отсутствии как точных наук, так и чувства стиля. Кроме того, вместе с культурой древних греков и их предков индоариев, берберские племена приобрели небывалый спрос на плоды оливкового дерева, позволяющие им безмятежно жить в неге и роскоши.

Возведённые в начале нашей эры, базилика, и восемь монументальных ворот, являли собой архитектурный бриллиант и оправу к нему, сотворённую из обожженной глины и камня.
И даже сегодня обломки и общий размах построек впечатляют. Капитолийский холм с форумом и триумфальной аркой в честь императора Каракаллы - освободившего горожан от налогов на экспорт маслин, поражают своим величием и искусностью.

Однако вскоре после гибели Рима, Волюбилис также хиреет и постепенно приходит в упадок. Старый город по непонятным причинам обрастает могилами, и это кладбище отделяют от новостроек каменной стеной. Акведук приходит в негодность и что показательно уже во время первой волны исламизации, мастеров способных его починить не нашлиь.
Лучшие времена романо-берберского поселения остались позади.

Мулай Идрис - прямой потомок Али, зятя пророка Муххамеда, прибыл в Магриб из Иерусалима вместе с первой волной арабских завоевателей в VIII веке нашей эры. Основав столицу нового халифата, город Фес на одноимённой реке, Идрис I сделал Волюбилис своей загородной резиденцией. И ещё почти тысячу лет на этом месте существовало арабское поселение, вплоть до сокрушительного Лиссабонского землетрясения 1755 года, которое заставило жителей покинуть город навсегда.

Последующие арабские правители Марокко по традиции вывозили из Волюбилиса для своих нужд мрамор, колоны и прочие ценности в Мекнес и другие места. Сначала город превратился в каменоломню, повторив незавидную участь некоторых египетских пирамид, а после вообще в призрак, повторно обнаруженный французами лишь в 1915 году.

На сегодняшний день в истории города остаётся ещё немало белых пятен. И пока мировая наука чает о новых раскопках, марокканские власти, национальный институт археологии и даже ЮНЕСКО, записавшее развалины в собственный реестр объектов всемирного наследия, ничего не могут поделать с невидимой рукой рынка. Эксплуатировать древние памятники в туристическом бизнесе, которому нет никакого дела до исторических загадок и тайн, легче, выгоднее, а главное проще. Несмотря на технический прогресс и культурные перевороты в обществе, мы до сих пор лишь топчемся на пороге захватывающих и невероятных открытий. Потому-что пересечь его - отказаться от многих условностей и стереотипов, которыми является homo sapiens sapiens.
Previous post Next post
Up