Базилика Святого Креста Иерусалимского (Santa Croche in Gerusalemme) в Риме знаменита тем, что в ней, согласно католическому церковному преданию, хранятся величайшие святыни христианства.
Согласно церковному преданию, в 326 г. Св. Елена, мать римского императора Константина Великого, совершила паломничество в Иерусалим, где обнаружила крест, на котором был распят Иисус Христос. Царица воздвигла ротонду на Голгофе (на ее месте ныне стоит
Храм Гроба Господня), а в 329 г. прибыла в Рим и привезла с собой драгоценные святыни: частицы «Честного креста» и три гвоздя Распятия.
На Латеранском холме во времена Св. Елены находились личные земли императора Константина, на месте нынешнего храма Санта Кроче стоял Сессориум (лат. sessorium - «седалище, обиталище») - дом Елены Флавии, построенный в III в. и служивший императорской резиденцией до VI в. В нем, по легенде, и хранились святые реликвии.
В 330 г. Св. Елена скончалась, и император Константин превратил часть Сессориума в церковь.
В XII в. по распоряжению Папы Римского Луция II (1144-1145) церковь расширили, однако сохранили капеллу Св. Елены и уровень ее пола, который, по преданию, образован из земли, привезенной с Голгофы. В результате позднейших переделок в XVI и XVIII вв. церковь превратилась в роскошное сооружение стиля римского барокко.
Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают возможность того, что Елена сама была инициатором перестройки её дворца. Отдельные комнаты дворца были обращены в часовни.
Свой нынешний барочный облик храм приобрёл в XVII-XVIII веках при Папе Бенедикте XIV, который проложил улицы от базилики в Латеран и к Санта Мария Маджоре. Под руководством архитекторов Пьетро Пассалаква и Доменико Грегорини церковь превратилась в роскошное здание.
В входном нефе сохранились 8 гранитных колонн, которые использовались в оригинальной церкви IV века:
В этой базилике, согласно католическому церковному преданию, и сегодня хранятся величайшие святыни христианства - частицы Креста, на котором был распят Иисус, часть таблички с надписью, которая крепилась к этому кресту (титло), а также шипы из тернового венца и гвоздь, которым Христа прибивали к кресту.
Данные артефакты, по свидетельству Амвросия Медиоланского, были обнаружены царицей Еленой во время раскопок ею на Голгофе, однако наиболее ранние свидетельства Евсевия Кесарийского, современника царицы Елены, о раскопках на Голгофе и обнаружении Гроба Господня никаких сведений о кресте и прочих реликвиях не содержат. Более того - Евсевий пишет, что сам Гроб был обнаружен еще до прибытия Елены в Иерусалим.
Большинство современных историков, опираясь на свидетельства Евсевия, считают версию о нахождении Креста Еленой легендарной. Сторонники легендарности этой версии отмечают, что первые упоминания о нахождении Креста Еленой появляются лишь в текстах конца IV века: фрагменте из «Церковной Истории» Геласия Кесарийского (около 390 года), сохранившемся в латинском переводе Руфина, и «Слове на кончину Феодосия» Амвросия Медиоланского (395 год).
Многие исследователи считают легендарным также сам факт нахождения Креста при раскопках, проведённых во время правления императора Константина. Помимо свидетельств Евсевия, на легендарность этого факта может указывать отсутствие упоминаний о Животворящем Кресте в «Бордосском Путнике» (Itinerarium Burdigalense), древнейшем из сохранившихся путеводителей по Святой земле, составленном анонимным паломником из Бордо, посетившим святые места в 333-334 гг. Паломник сообщает о местоположении Голгофы и гробницы Христа, над которой «повелением императора Константина сооружена базилика», но ничего не говорит о почитании Креста.
По мнению многих авторов, культ Животворящего Креста возник в промежуток времени между 333 г., когда Иерусалим посетил паломник из Бордо, и серединой IV века, когда в «Огласительных Словах» Кирилла Иерусалимского (X, 19; XIII, 4) появляются первые свидетельства об этом культе, а чуть позже, в его же письме к императору Констанцию, встречается и первое упоминание об обретении Креста во времена Константина. Что касается легенды о нахождении Креста Еленой, долгое время считалось, что она возникла на западе, но исследования последнего времени показали, что истоки её скорее следует искать в Иерусалиме в середине или второй половине IV века.
Ясно лишь одно - если эти реликвии и были обнаружены в своё время в Иерусалиме, то вывезли их оттуда или во времена Елены и Константина, или во время первого Крестового Похода - ведь именно в этой базилике мы можем видеть "Иерусалимский крест" - герб Готфрида Бульонского, предводителя первого крестового похода и местоблюстителя престола Иерусалимского королевства.
В интерьере базилики интересны фрески Мелоццо да Форли.
Справа от центрального алтаря находится лестница, чьи ступени ведут вниз. Спустившись по семи её ступеням, украшенными древней надписью, можно попасть в подземную капеллу, посвященную св. Елене:
Потолок капеллы украшен красивой мозаикой, выполненной Бальдассаре Перуцци по рисункам итальянского художника и архитектора Мелоццо де Форли (XV в.). В центре мозаики изображён Христос благословляющий, вокруг него четыре евангелиста и четыре истории, связанные с крестом господнем.
Эта работа Бальдассаре Перуцци заменяет ныне утраченную более раннюю мозаику V века - отсюда и её византийский стиль. Древняя мозаика, выполненная при императоре Валентиниане III во исполнение обета его матери Галлы Плацидии, к сожалению, не сохранилась.
В нише капеллы стоит мраморная статуя св. Елены с обретённым ею крестом.
Для изображения матери Константина была использована найденная в Остии античная статуя Юноны, считавшейся копией аналогичной скульптуры из Ватиканского музея. Юнону перевоплотили в св. Елену, заменив ей голову и руки. Одной рукой Елена держит крест, другой - два гвоздя. Второй гвоздь Елена Флавия подарила своему сыну Константину, который он вправил в свой парадный шлем.
В течение некоторого времени в часовне хранились три алтарных картины, выполненные между 1601 и 1602 годами молодым Питером Паулем Рубенсом, которые ныне находятся во французском городе Грассе в соборе Нотр-Дам-дю-Пюи.
Интерьер базилики
Кроме того, здесь можно увидеть фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста, колокольню, неф и напольное покрытие XII века
В полусфере апсиды фреска Антоньяццо Романо - "Христос благословляющий" ( XV-й в.):
В боковой комнате в часовне Святых Мощей находится точная копия Туринской плащаницы:
Там же стоит и статуя Иисуса, которая, как говорят, была разработана на основе портрета с плащаницы и воспроизводит все отпечатавшиеся на плащанице евангельские раны:
В следующей капелле Реликвий за стеклом хранятся реликварии.
Считается, что Базилика Санта Кроче хранит обнаруженные в 1492 г. замурованными в стену остатки Животворящего Креста - по крайней мере, на этом настаивает католическая церковь.
В XIV-м веке, когда папство находилось во французском Авиньоне, церковь была заброшена. В 1370 году, незадолго до возвращения папства в Рим, папа Урбан V передал базилику картезианским монахам.
Согласно церковному преданию, в 1492 году во время реставрации мозаики на триумфальной арке, за каменной кладкой рабочими был обнаружен тайник. В полом пространстве находился ковчег, запечатанный красной печатью с надписью "Titulus CRUCIS", внутри которого лежала деревянная дощечка с надписью на иврите, латинском и греческом языках "Иисус Назарянин". Печать принадлежала кардиналу Герарду, будущему папе Люцию II-му (1144-1145). Считается, что надкрестная доска (титло), привезённая Еленой Флавией из Иерусалима, была найдена во время реставрационных работ церкви в XII-м веке и перепрятана под алтарным сводом уже по указу папы Люция II-го. В древние времена реликвии часто устанавливали в недоступных местах церкви, чтобы избежать их краж. Но, в случае с этой реликвией, довольно странно, что о ней забыли...
Впрочем, есть сведения, что радиоуглеродный анализ материала дощечки датирует ее XI веком.
В одном из реликвариев, в форме креста, вмонтированы три частицы креста Распятия
В других - один из гвоздей Распятия, два шипа из тернового венца и фаланга пальца Фомы Неверующего, вложенная им в рану Иисуса.
Ниже - реликварий с титлой - той самой табличкой с описанием преступления казнимого через распятие, прибиваемой к кресту:
Слева на фото - часть креста одного из двух разбойников, распятых вместе с Иисусом.
Вот фото самой титлы из Интернета - надписи на всех трёх языках (иврите, латыни и греческом) сделаны по-еврейски, справа налево:
На картинах и скульптурах на табличке-титле обычно изображают сокращение INRI (на латыни) или ИНЦИ (в славянской церковной традиции).
Одна из версий расшифровки INRI - латинского сокращения фразы "Иисус из Назарета, царь иудейский", содержащей, согласно Евангелиям, описание преступления Христа перед Римом:
Кроме того, в церкви похоронен Папа Бенедикт VII и, по преданию, умер Папа Сильвестр II .