На велосипеде - по почтовому тракту

May 17, 2017 15:47

В минувшие выходные предпринял очередную попытку найти следы почтового Оренбургского тракта, про который уже писал недавно.

как вы помните, наиболее перспективная с моей точки зрения нитка старой почтовой дороги на фоне карты 1918 года должна была выглядеть вот так (жирная красная линия), тогда как сама карта предполагала, что дорога была прямой, как стрела (малиновая линия):



Как можно заметить, в восточной части карты две эти линии практически совпадают - и вот что я увидел в действительности, свернув по предполагаемому мной маршруту перед городскими очистными (именно в этом месте находится обрез карты 1918 года):



В принципе, нечто, явно свидетельствующее о вмешательстве человека в природный ландшафт, здесь явно прослеживается - несколько широких колей грунтовки проходят по некому подобию насыпи, образуемой скатами заиленной старицы слева и какой-то то ли канавой. то ли тоже старым высохшим руслом справа, за которым начинаются очистные.

Ближе к реке Самарке - а это она блестит в просвете между береговыми зарослями - при неком уровне воображения можно представить, что вдоль колей прослеживаются канавы кюветов:



Дорога поворачивает направо, вдоль Самарки, и проходит по широкой насыпи, окаймленной справа уже точно явно читаемым кюветом:



Да и слева виден то ли заплывший кювет, то ли старая колея - но вся картина вполне укладывается в схему разреза почтовой дороги 1830-50-х годов, любезно присланную мне френдом misterkrautkoo в комментариях к моему прошлому посту.



Если учесть, что почтовым наш тракт был примерно до 1831 года, в котором был построен левобережный вариант почтового тракта Симбирск-Оренбург, а наш после этого постепенно стал скотопрогонныи торговым трактом - всё вполне складывается.

Слева и справа от дороги шириной примерно в 3 аршина - кюветы, один из которых в те времена. когда тракт использовался для прогона табунов скота, явно мог быть скотиной затоптан до почти неузнаваемого ныне состояния:



А вот в этом месте меня стали одолевать сомнения - широкая насыпь, которая вполне могла быть трактом, уходит вправо, примерно в направлении сиреневой линии на карте - а трек, нарисованный мной по данным спутникового снимка, сворачивает влево, к железной дороге.



Впрочем, тут тоже вполне мог идти тракт, к тому же туда идет грунтовка - еду влево, к железке - она где-то там, за деревьями, судя по данным навигационного приложения ViewRanger на смартфоне (кстати, рекомендую - о нем я уже как-то писал).



"Железка" всё ближе, рельеф совсем плоский - здесь равновероятно мог быть старинный тракт или просто полянка:



Что-то похожее на кюветы (или старые колеи) есть и здесь:





А вот и железнодорожная ветка - судя по всему, построенная в 1960-е годы - до нее рукой подать.



То, что на космоснимке я принял за остатки насыпи возможного тракта после того, как по нему поперёк прошла железнодорожная ветка - оказалось противопаводковой дамбой.
Впрочем, такая интерпретация этих направленных под углом к насыпи дороги и направлению течения Кинеля сооружений приходила мне в голову и при рассматривании их из космоса - но всяко нуждалась в проверке на местности.



Это тоже творение человеческих рук посреди буйства природы - но я-то искал артефакт постарше лет на 150 минимум ;)



Сама насыпь укреплена от размыва возможным наводнением крупными каменюгами явно привозного происхождения, но, как и бетон, успела обрасти мхами, лишайниками, солнечным "загаром" и даже деревцами - и уже не выглядит инородно, и искусственный её характер выдают теперь разве что столбы контактного провода да рельсо-шпальная решетка с балластом ;)))



По моим предварительным разработкам - нам с велосипедом вроде туда ;)



Ехать тут не особо комфортно - хотя и можно.
Предполагаю, что тракт шел где-то впереди - но туда не проехать сейчас, ибо паводок спутал все карты.



Поплутав туда-сюда по кромке затопленного паводком леса и не найдя прохода в буреломе и паводковых лужах - сажусь на вел и еду прямо по лугу, изрядно изрытому воронками:



Это не следы обстрела, а кабаньи закопушки.
Свиньи тут что-то явно ищут (и, наверное, находят ;)), и ехать становится несколько не комфортно - с кабанами я явно в разных весовых категориях, а за каждым кустом чудятся рыла ;)))



Поплутав еще раз, несмотря на то, что вывел в смартфонный навигатор в качестве подложки к нарисованному дома маршруту и собственному треку спутниковую фотографию с Гугла, наконец-то сориентировался и вышел на дорогу - если б пересёк железку ближе к Самарке метров на 300, то сразу б её увидел с насыпи:



Как оказалось, идя прям по кромке леса, я не увидел дорогу буквально с 7-10 метров - я стоял прямо за кустом справа и в упор её не видел - колеи скрадывала трава ;)))



Теперь моя следующая цель - место, на котором предположительно тракт пересекал Большой Кинель и где когда-то стоял деревянный мост.
Сначала всё шло хорошо и внушало оптимизм - дорога вывела меня на лужок, по которому вполне могли в прошлом ездить:



Но впереди меня ждало разочарование - колея утыкалась в разлив:



Ехать по воде мне не хотелось от слова совсем - и еще минут 15 ушло на поиски объезда...



... но слева  оказалось озеро...



... а справа - всё тот же разлив, только еще глубже.
Всё.
Дороги к берегу Большого Кинеля сейчас здесь нет.



Впрочем, это не значит, что тракт шел не здесь - всё-таки сейчас почти самый пик разлива, а из Военно-Статистического Обозрения Российской Империи (том 5, часть 3, Самарская губерния), изданного в 1855 году, нам известно, что весной в половодье мост не функционировал, а путников переправляли лодками:

Въ Самарскомъ уѣздѣ, у г. Самары, мостъ черезъ р. Самару на плашкотахъ, а весной перевозъ и, въ Алексѣевскомъ пригѳродѣ, мостъ черезъ Квнель и перевозъ черезъ него, въ вешнее половодьѣ.

Сверхъ тѳго, ва всѣхъ проселочныхъ и скотопрогонныхъ дорогахъ построены, черезъ пересѣкающія ихъ рѣки и ручьи -мосты и гати, а весной учреждены перевозы.
Для проверки уровня воды и просто пытаясь разнообразить маршрут, попытался проехать вдоль железной дороги к Самарке, что б пересечь ветку под мостом через Самарку и далее вернуться берегом - но меня ждало разочарование и тут - почти у самого моста дорога упёрлась в разлив ...



Пришлось возвращаться назад и снова перелезать через насыпь "железки".

Вот трек моих скитаний - до предположительного места расположения деревянного моста осталась какая-то сотня метров:



А вот как выглядит мой трек (белый) на фоне тракта по карте 1918 года (малиновый), по моим предположениям (циан), и возможный альтернативный вариант, основанный на уже описанной выше версии развилки (красный).
Кнопка с тремя вопросительными знаками - возможное альтернативное местоположение моста.
Есть еще что проверять...



На обратном пути объехал очистные с другой стороны - вполне вероятно, что тракт мог идти и тут, рельеф тоже весьма похож на бывшую когда-то насыпь.

То же самое, что и на предыдущем снимке - только на фоне карты 1918 года:



Ну что ж - подожду, когда спадёт вода, и сгоняю на берег Кинеля еще раз - надо же в конце концов выяснить, где мог быть этот неуловимый деревянный мост ;)

карты, забытая история, навигация, велосипед, Кинель, изследования, заброшенные объекты, почтовый тракт, история

Previous post Next post
Up