Мозаики Собора Св. Петра в Ватикане

Jan 12, 2017 10:57

Данный пост призван дополнить мой вчерашний про мозаики Рима.
Изначально планировался один пост про римские мозаики, но материала про Собор Св. Петра с его мозаиками площадью свыше гектара набралось столь много, что пришлось поделить на два.
Оригинал был опубликован мной в сообществе ru_mosaic в посте Мозаики Собора Св. Петра в Ватикане

Убранство собора чрезвычайно пышно. На протяжении веков его украшали выдающиеся мастера искусств.

Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены в технике мозаики.

Общая площадь мозаик собора около 10 тысяч квадратных метров.
Создание мозаик началось с капеллы Св. Григория в 1578 и продолжалось до 1800 г. Мозаичными работами последовательно руководили: Girolamo Muziano (1532-92), Paolo Rossetti (?-1621), Marcello Provenzale (1575-1639), G.B. Calandra, Fabio Cristofari (~1615-89) и Pietro Paolo Cristofari (1685-1743). В 1727 Pietro Paolo Cristofari основал Studio del mosaico al Vaticano (Академия Ватиканских мозаик), действующую до сих пор.

Показать все мозаики собора чисто технически почти невозможно, потому тут будут фото лишь некоторых из них, на которые обратил внимание при  посещении Собора Св. Петра четыре года назад:

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м.
По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни ("Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam mean et tibi dabo claves regni caelorum" Мф 16:18)). со словами Христа:"Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".Внутреннюю поверхность парусов купола украшают мозаичные изображения четырех евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом.
Лев, орел и вол - так называемые "апокалиптические звери", о которых Св. Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

На фото слева - Матфей с ангелом (длина ручки Матфея - 9 футов), справа - Ионанн с орлом:



В самом центре купола изображен Бог-отец.
Вокруг надпись по-латински: "S. PETRI GLORIAE SIXTUS PP. V.A. MDXC PONTIF. V." ("К славе Св. Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата").

Картоны для мозаичной отделки верхней части купола были изготовлены с 1603 по 1612 художником Giuseppe Cesari, известного как Cavalier d'Arpino. По мере изготовления картонов лучшие мозаичисты того времени - Turchi, Torelli, Rossetti, Abatini, Serafini под руководством Provenzale - изготавливали мозаику купола. В создании изображений евангелистов, ангелов, декоративных украшений принимали участие художники: Giovanni De Vecchi, Cesare Nebbia, Cristoforo Roncalli, Giovanni Guerra, Cristoforo Pomarancio, Marcantonio Bosco, Ercole da Fano. Известно, что в работах принимал участие Orazio Gentileschi, но документально это не подтверждено.

К сожалению, "добить" до изображения Бога-Отца на 119-метровой высоте оптика моей камеры была не в состоянии:



Мозаики евангелистов находятся на высоте около 50 метров - хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 5-этажному зданию.



Евангелист Иоанн, символ которого - орёл:



Евангелист Марк со львом:



Мозаика одного из эллиптических куполов боковых нефов:



«Преображение» - мозаика по картине Рафаэля Санти 1520 года:



Мозаика на Алтаре Лжи датируется 1725-27 годами и основана на картине Ронкалли 1599-1604 годов, изображает сцену из "Деяний апостолов":

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил её: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли её мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа её. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. 5:1-11)



Алтарь Святого Сердца в 1923 году был украшен мозаикой, основанной на картине Карло Муччиоли (1857-1933) "Знамение Сердца Иисуса Св.  Маргарите Марии".
В основе сюжета лежит эпизод из жития Св Маргариты Марии Алакок (1647-1690, в 1864 году была причислена папой римским Пием IX к лику святых) ,
видевшей в своих видениях Христа, который выразил желание, чтобы Его Сердце почиталось Церковью. и написавшей мистическое сочинение «La dévotion au coeur de Jésus», обнародованное в 1698 патером Круазе и послужившее поводом к основанию культа Святого Сердца Иисуса ,



Мозаика в баптистерии - «Крещение Господне», 1730, оригинал кисти Carlo Maratta находится в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.



Мозаика "Апостол Петр" создана при папе Климе́нте X (лат. Clemens  X; в миру Эмилио Бонавентура Альтьери - папа римский с 29 апреля 1670 по 22 июля 1676).



Вот, вкратце, и всё на сегодня о мозаиках главной святыни католицизма.

Все фотографии - мои.

Использованные источники:

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА, ВАТИКАН

P.S.
Некоторым кажется, что мозаики недостаточно ярки - отчасти тому виной моя исключительная нелюбовь к постобработке фотографий путём повышения контрастности - лично мне кажется, что фото,  обработанное фильтром автоконтраста, теряет глубину пространства, убирая естественное рассеяние света в воздухе, и приобретает некую нарочитую "лубочность".

Впрочем, это лишь вопрос моих личных предпочтений - как говорила героиня клипа "Экспонат" в исполнении Ю.Топольницкой - "Ну, такие, знаешь, более пастельные тона - вот в таких я люблю" (с) ;))))

туризм, мозаика, Рим, Италия, история

Previous post Next post
Up