Артефакты одной высокоразвитой цивилизации прошлого

Jun 25, 2024 17:58

Свой первый и единственный космический полёт советский многоразовый орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35) системы "Энергия-Буран"совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту;

Увы, сам корабль не сохранился - в полдень 12 мая 2002 года обрушилась кровля монтажно-испытательного корпуса на 112-й площадке космодрома "Байконур".
Под завалами оказались космический корабль "Буран" с РН "Энергия", в недавнем прошлом - гордость отечественной космонавтики, в момент аварии - музейные экспонаты.



Остались только его испытательные макеты, один из которых установлен в Москве на ВДНХ.

БТС-001 ОК-МЛ-1 - полноразмерный испытательный макет орбитального корабля «Буран», предназначенный для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, а также для повторно-статических прочностных испытаний.



Как видно невооруженным взглядом, на макете отсутствует теплозащита фюзеляжа:




Макет на самолёте-носителе ВМ-Т - "верхом" на самолёте корабль, а также бак носителя, доставлялись на космодром:



На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность орбитального самолета устанавливалась гибкая теплозащита, а другие поверхности были покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС.
В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод - как видим, эти части при необходимости выдвигались вперед для смещения фронта ударной волны от фюзеляжа:.



Аналогично отодвигалась передняя кромка крыла - предкрылки:



Задние управляющие аэродинамические поверхности - элевоны:



Увы, нам осталось созерцать лишь макеты комплекса "Энергия-Буран" - так он выдвигался на стартовый стол



Оба гиганта уже не существуют - остались лишь картинки...



В процессе разработки "Бурана" было создано несколько различных прототипов для испытаний, некоторых из них даже летали в космос, разрабатывались проекты и других ракетопланов.

Макет орбитального ракетоплана БОР-4 НПО «Молния».


>Крылатый космический аппарат БОР-4 (беспилотный орбитальный ракетоплан) предназначался для отработки в условиях реального космического полета теплозащиты будущего орбитального корабля «Буран». Носовая часть аппарата повторяла обводы носовой части будущего «Бурана».



Общий вид аппарата БОР-4 представлял собой уменьшенный в два раза советский орбитальный самолет, создававшийся по программе «Спираль» в 1970-е годы.

При первом орбитальном запуске 3 июня 1982 года ракетоплан получил наименование «Космос-1374». Совершив полуторавитковый полет вокруг Земли, аппарат приводнился в 560 километрах южнее Кокосовых островов.

Второй полет под открытым названием «Космос-1445» состоялся 15-16 марта 1983 года. Приводнение произошло в том же районе. Хотя советским кораблям удалось оперативно поднять аппараты на борт специализированных морских судов, событие не могло не привлечь пристальное внимание иностранной разведки. С самолетов были получены детальные снимки советских космических аппаратов. Именно по этой причине и после подтверждения достаточной точности приводнения следующие два возвращения решено было провести в акваторию Черного моря. Они состоялись 27 декабря 1983 года («Космос-1517») и 19 декабря 1984 года («Космос-1614»).



Макет орбитального самолета проекта многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС)





Проект использующего метод воздушного старта двухступенчатого комплекса космического назначения, который состоит из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабля-ракетоплана (космоплана)









Дальше макетов проект не пошел.
Что стало с последним Ан-225, все в курсе.

По различным музеям можно еще найти артефакты былого ...

как это было, сделано в СССР, история

Previous post Next post
Up