Без права на ошибку

Apr 07, 2016 16:20

Обсуждали мы тут с ronner_knip акварели Карла Ларссона (1853-1919), речь зашла о сложности акварельной техники и необходимости для художника всё делать "набело" и с первого раза.

А ведь действительно - существует немало видов искусства и художественных техник, не дающих художнику права на ошибку, требующих верного глаза и весьма твердой руки.

Первое, что приходит на ум - гравюра.
Каждый штрих штихеля по металлической пластине ли, камню (литография) или дереву - последний, и исправить его возможностей практически нет.

Но не менее сложна и требовательна к твердости руки, и, кроме того, еще и быстроте, техника фрески.
Ведь роспись идёт по сырой штукатурке, и у художника, помимо отсутствия права на ошибку, еще и временнОй цейтнот.
Ну ладно, положим, при росписи фресок на крайний случай можно сколоть всю сцену или ее часть и оштукатурить и расписать заново - но ведь часто приходится еще и писать на потолке.



Потолок Сикстинской капеллы покрыт фресками Микеланджело

А взять темперную роспись по левкасу, лежащую в основе иконописи - тоже ведь не особо поправишь.



Икона Божией Матери "Вифлеемская" , Храм Рождества Христова в Вифлееме

Особенно поражает меня мастерство скульпторов, работающих по камню - вот где всего один неудачный удар может запороть многомесячный, а может быть, и многолетний труд...



Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор "Лаокоон и его сыновья" 50 год до н. э.
мрамор, музей Пия-Климента, Ватикан
Тем поразительней видеть,  с каким мастерством скульптор (например, Микеланджело) превратил пятиметровую глыбу мрамора в Давида...



Порой кусок мрамора под зубилом художника настолько невероятно передает пластику живого тела, что порой кажется. что перед вами не скульптура, а живой человек (или собака - как этот мускулистый пёс):



Зал Животных ватиканского музея Пия-Климента. Собака - слева ;))

Хотя иногда скульптурные портреты вызывают улыбку - при всей натуралистичности изображения человеческих фигур ...



Джамболонья, 1583 «Похищение сабинянок», Лоджия Ланци, Флоренция

... скульптурные львы бывают гротескно смешны, как, например, этот лев из Лоджии Ланци во Флоренции - но вы попробуйте заставить льва позировать скульптору ;))



Помню, как поразили меня "Амур и Психея"  Антонио Кановы в Эрмитаже - фигура Психеи в полумраке зала казалась живой...

Но это мрамор - в принципе, материал достаточно мягкий, легко царапается простым ножом и обрабатывается обычным напильником - а если скульптурная композиция высечена. например, из порфира - как этот саркофаг царицы Елены в Ватиканском музее?



Чем твёрже и сложнее в обработке материал или чем больше его объемы - тем поразительней результат.

Посмотрите на Эль Хазне в иорданской Петре - набатейские мастера целиком высекли из скалы целое здание!
И при этом ни разу не ошиблись - и это при таком огромном объеме работы...
Видя такое вживую, невозможно не восхититься мастерством древних строителей, архитекторов, каменотесов.
Даже мягкость песчаника нисколько не умаляет их точного глазомера и верной руки.



Особенно удивляют мастера древности, примитивнейшими орудиями изготавливавшие из гранита такие шедевры, что современный офисный планктон, ни разу не державший в руках инструмента, склонен приписывать их изготовление инопланетянам, атлантам или богам - кому угодно, только не человеку умелому, имеющему опыт и твердую руку ;)



А ведь это были всего лишь человеческие руки - правда, чрезвычайно искусные.

разное, Петра, Египет, культур-мультур, Рим, история

Previous post Next post
Up