Безусловно, одним из признанных архитектурных достопримечательностей Самары следует считать здание католического храма на ул. Фрунзе, 157, вот уже более 117 лет украшающее собой наш город.
Моё фото костёла 2018 года
Как и многие поколения самарцев до меня, я привык называть это здание "костёлом", хотя в последнее время и появились
противники такового названия из числа российских католиков.
Не буду спорить о терминологии и самоидентификации конкретных представителей конкретных религиозных течений - но из песни слова не выкинешь, и "костёлом" именовать это здание я привык, тем паче что употребляется оно как минимум чуть ли не со времени постройки, с дореволюционных времён:
.
Впрочем, как мы увидим далее, и в те времена по вопросу именования этого здания были разногласия - на одной из открыток, изображающих здание еще до окончания постройки в лесах, оно именуется католической церковью.:
Впрочем, та же самая фотография, но выпущенная в качестве открытки другим тиражом, называет этот храм лютеранской церковью (что, конечно же, явная ошибка, хотя лютеранская церковь в Самаре тоже есть):
Мы же вместе с заслуженным архитектором РСФСР, членом-корреспондентом Российской Академии архитектуры и строительных наук Ваганом Гайковичем Каркарьяном (
Ваган Каркарьян, Валентина Неверова. По улицам старой Самары.) будем называть здание костёлом:
Обратимся к истории появления в Самаре этого великолепного образчика неоготики.
5 марта 1901 года строительным отделением Самарского губернского правления был рассмотрен проект постройки католического храма:
«Из плана местности усматривается, что храм предполагается построить внутри 73 квартала 2 части г. Самары по Саратовской улице, на усадебном месте, принадлежащем римско-католической церкви, где в настоящее время существует устроенный с надлежащего разрешения деревянный католический молитвенный дом.
Строительное отделение признает, что это место будет удовлетворительным для возведения предполагаемого храма. Обращаясь к самому проекту, строительное отделение находит, что таковой составлен вполне удовлетворительно, приданный фасад приличен, и в то же время, несомненно, будет служить украшением той центральной части города, в которой храм этот будет находиться»
(ГАСО. Ф.1.Оп. 12. Д. 565. Л. 81-82.).
Журнал «Зодчий» в №12 за декабрь 1901 года писал:
Римско-католическій соборъ въ г. Самарѣ.
(Къ табл. 70).
Церковь эта будетъ строиться въ г. Самарѣ, при Саратовской улицѣ, на участкѣ, прилегающемъ къ дому, на которомъ нынѣ помѣщается часовня, и впереди этого дома. Она разсчитана на 1000 молящихся и будетъ строиться на средства, собираемыя путемъ пожертвованій; смѣтная стоимость ея исчислена въ 78000 р., но эта сумма полностью еще не собрана. Къ работамъ будетъ приступлено весной предстоящаго 1902 года.
...
Проектировалъ акад. Ѳ. Богдановскій.
Обратите внимание - автор проекта, академик назван в журнале Богдановским.
Впрочем, в других источниках его называют по-разному, но чаще всего - Фома́ О́сипович Богдано́вич-Дворже́цкий (Дворжецкий-Богданович, Богданович, Б
огданов) (польск. Tomasz Bohdanowicz-Dworzecki).
Богданов (Дворжецкий-Богданович) Фома Осипович Архитектор
1859, Витебская губ. - 4.1920. Жил в Москве.
Академик (1890), адъюнкт-профессор (1892) Императорской Академии художеств.
Образование: АХ (окончил 1885).
Преподавал в МУЖВЗ (с 1893). Служил в Строительном совете Московской городской управы (с 1899).
Среди построек в Москве дом для вдов и сирот (1902), католическая церковь Непорочного зачатия (1903); также ряд особняков. В Самаре - костел (1906).
23 июня 1902 г. было освящено место закладки здания. Костёл начал строиться в 1902 г. по проекту московского архитектора польского происхождения Фомы Осиповича Богдановича силами самарских архитекторов под руководством Александра Щербачева, подрядчиками числились нижегородские каменщики.
По первоначальному проекту один из шпилей храма должна была венчать фигура ангела:
Как мы можем видеть на дореволюционных открытках выше, замысел этот не был воплощен, и на шпиле ангел так и не появился.
Достроен храм был в 1906 году, освящен 12 февраля 1906 года. Первое богослужение в новом храме совершил Игнатий Иосифович Лапшис, курат самарского прихода в 1904 -1922 гг., а до этого (с 1900 г.) викарный священник.
Над входом в костёл по проекту должен был помещаться витраж с Девой Марией и младенцем Иисусом:
Был ли изготовлен этот витраж, неизвестно, по крайней мере, мне не удалось найти его фотографий, а в советское время и как минимум до 2018 года, когда я снимал вход в храм, витража там уже не было. В настоящее время, как
утверждает Вики, там есть витраж, но с несколько иным сюжетом.
Как сообщает
Блог прихода Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической Церкви в Самаре:
В годы Советской власти в здании католической церкви размещались детский театр, кинотеатр и театральный техникум, клуб строителей. К счастью, за это время здание церкви практически не пострадало, разве, что лишилось крестов на башнях и утратило внутреннее убранство, исчез орган.
Однако, существовала реальная опасность кардинальной перестройки здания. В 1934 году администрация клуба строителей, в чьем ведении находилось здание, планировала «провести реконструкцию посредством устройства железобетонные перекрытья внутри здания, что даст возможность сделать в здании два этажа, увеличение полезной площади и уменьшение акустики» (СОГАСПИ. Ф. 9472. Оп. 4. Д. 59. Л. 3.).
К счастью, архитектурно-экспертный совет был другого мнения: «Имея в виду, что здание бывшего костела сделано в строго готическом стиле и представляет определенную архитектурную ценность для г. Самары, а его переоборудование изменяет архитектуру здания, переоборудование считается нецелесообразным» (Там же). В 1938 году, в соответствии с духом времени, в помещении католической церкви разместился антирелигиозный музей, а в 1941 году его место занял Областной музей краеведения, остававшийся в католической церкви до 1993 года.
Предпоследний раз я был в костёле еще в середине 1980-х, когда в нём помещался куйбышевский краеведческий музей.
На самом деле
зайти в действующий католический храм может любой, будь он хоть исповедующим иные религии, хоть атеист - но просто так идти в этот храм мне было не интересно - зная, что в нём снова появился орган, я хотел заодно послушать и его в великолепной акустике готического храма.
Поскольку в храме Пресвятого Сердца Иисуса довольно часто, примерно раз в месяц, проводятся различные концерты с участием органа, то оставалось только дождаться подходящей оказии - и она приключилась в прошлое воскресенье - в храме проходил бесплатный концерт,
анонс которого был размещен на сайте "Другой город" (отдельное спасибо краеведу Андрею Седых за наводку):
Разумеется, такое сочетание - армянский дудук, костёл, орган, память землетрясения в Армении - я пропустить никак не мог, и потому могу показать вам несколько фотографий интерьера храма, снятые мной во время этого великолепного концерта.
Выступление настоятеля, благословляющего концерт:
Волшебный армянский дудук в исполнении Артема Тер-Оганесяна:
Своды храма:
Хоры над входом:
В алтарной части храма находится фреска - копия картины Сальвадора Дали
«Христос Святого Иоанна Креста» В общем - кто еще не был в этом великолепном храме или не слышал его органа - следите за анонсами концертов в
группе ВКонтакте "Католики Самары".
Жители иных городов и весей могут ознакомиться с интерьерами храма на
3D-панораме храма Сердца Иисуса в Самаре Источники: