Владимир фон Вакано

Sep 19, 2023 10:00

Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни старшего сына Альфреда фон Вакано - Вальдемара-Альфреда-Густава (Владимира).



Старший сын Альфреда фон Вакано Владимир - один из совладельцев Жигулёвского завода

Сборник "Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию)" за 1914 год:



Газета «Саратовский листок» в воскресном № 159  от 21-го июля 1913 г. в заметке "Владелец Жигулевского завода" под рубрикой "Суд" описывала один интересный эпизод из жизни Владимира фон Вакано:



СУДЪ

Владѣлецъ Жигулевскаго завода.

Въ камерѣ мирового судьи 3-го участка разбиралось дѣло по обвиненію владѣльца жигулевскаго завода В. А. фонъ-Вакано по 51 ст. уст. о наказ. за нарушеніе 598
и 599 ст. устава объ акцизномъ сборѣ.

Залъ засѣданія былъ переполненъ саратовскими пивниками, рестораторами и трактирщиками, пришедшими посмотрѣть на скамьѣ подсудимыхъ пивного «короля» Поволжья. Но «король» не явился, а прислалъ защитника прис. пов. Юдина.

Судья оглашаетъ дѣло, суть котораго заключается въ слѣдующемъ.

Въ зданіи консерваторіи, въ нижнемъ этажѣ съ выходомъ на Никольскую ул. помѣщалась пивная лавка, принадлежащая В. А. фонъ Вакано, открытая имъ по промысловому свидѣтельству городской управы, выданному фонъ-Вакано въ 1912 году и патенту губернскаго акцизнаго управленія.
Полиція въ прошломъ году усмотрѣла, что присутствіе пивной лавки при учебномъ заведеніи является нарушеніемъ 598 и 599 ст. ст. устава объ акцизномъ сборѣ. Вслѣдствіе этого нарушенія полиція составила протоколъ и привлекла фонъ-Вакано къ судебной отвѣтственности; свидѣтелями съ его стороны выступаютъ завѣдующій саратовскимъ складомъ жигулевскаго пивного товарищества Н. А. Соболевъ.
Зашитникъ фонъ-Вакано г. Юдинъ и г. Соболевъ дали на судѣ объясненіе, что помѣщеніе пивной лавки снято подъ зданіемъ консерваторіи 26 октября 1910 г. по договору съ товарищемъ предсѣдателя дирекціи саратовскаго отдѣленія Императорскаго музыкальнаго Общества И. Я. Славинымъ и г-номъ фонъ-Вакано срокомъ по 1 января 1914 г.

Если бы г. Славинъ нашелъ предсудительнымъ сосѣдство пивной съ бывшимъ тогда музыкальнымъ училищемъ, то, по словамъ обвиняемыхъ, онъ, вѣроятно, и не подписалъ бы договоръ. Въ подтвержденіе сказаннаго защитникъ г. Юдинъ представилъ судьѣ удостовѣреніе отъ губернскаго акцизнаго управленія. Въ этомъ
удостовѣреніи, между прочимъ, сказано слѣдующее: «на основаніи увѣдомленія губернатора отъ 16 октября 1902 года по состоявшемуся соглашенію въ министерствѣ внутреннихъ дѣлъ и министерствѣ финансовъ признано удовлетворить ходатайство фонъ-Вакано и разрѣшить ему открыть въ Саратовѣ, въ зданіи музыкальнаго училища пивную лавку съ распивочной и выносной торговлей пивомъ.
Защ . Юдинъ представилъ еще удостовѣреніе отъ дирекціи музыкальнаго Общества, гдѣ фигурируютъ подписи членовъ дирекціи, о томъ, что въ саратовской консерваторіи нѣтъ научно-образовательныхъ классовъ, кромѣ спеціальныхъ музыкальныхъ».

Защ. Юдинъ, этимъ удостовѣреніемъ доказывается то обстоятельство, что консерваторія не высшее учебное заведеніе, а
спеціальное, не подходящее къ недопущенію въ его зданіи открытія пивныхъ лавокъ, что предусматривается акцизнымъ уставомъ.
Мировой судья, находя, что пивная лавка подъ консерваторіей находилась съ разрѣшенія министерствъ и это разрѣшеніе еще не отмѣнено, оправдалъ фонъ-Вакано.

С самого начала Первой Мировой войны на Владимира, как на подданного Австро-Венгрии и даже какое-то время австрийского консула, ополчились местные поволжские "патриоты" и газетчики, призывая не пить жигулёвского пива, от которого якобы несёт "фон-Вакановским патриотизмом".
Балаковская газета "Заволжье" в № 54 от 1 августа 1914 пишет:





Были ли серьёзные основания считать Владимира фон Вакано замешанным в шпионаже - доподлинно неизвестно, однако дело далеко не ограничилось газетными нападками.

Н.С. Кирмель в книге "Спецслужбы России в Первой мировой войне 1914-1918 годов" на c. 163 пишет:

Агентурное и наружное наблюдение за иностранными разведчиками осуществлялось в разных регионах империи, как только они попадали в поле зрения контрразведывательных или жандармских структур.

Так, 23 февраля 1914 г. начальник Самарского ГЖУ полковник М.И. Познанский получил от начальника КРО штаба Московского военного округа подполковника В. Г. Туркестанова телеграмму о выезде в Самару офицеров австрийского разведывательного бюро капитанов В. Гюнтера и Р. Кюнцеля с просьбой установить за ними наблюдение для выявления цели их приезда. В этот же день офицеры прибыли в городи были взяты в наружное наблюдение. Филеры установили интерес иностранцев к самарскому казенному трубочному заводу [10].

Самарский трубочный завод. 1914 год:



Как потом докладывал в рапорте сотрудник жандармского управления, выступавший в роли водителя такси, возившего по городу разведчиков и сопровождавшего их австрийского консула в Самаре В. фон Вакано, троица от трубочного завода [11] уходила в сторону Постникова оврага, вдоль которого размещались летние лагеря Самарского гарнизона. В течение 40 минут офицеры осматривали казармы 5-го конно-артиллерийского дивизиона и 5-го гусарского Александрийского полка [12]. Вечером В. Гюнтер и Р. Кюнцель убыли в Оренбург. Цель их поездки для жандармов оставалась неизвестной.

Второй раз эти разведчики попали в поле зрения контрразведки уже весной. 14 апреля по требованию начальника КРО штаба Московского военного округа московские жандармы провели обыск у капитана Р. Кюнцеля и осуществили выемку вещей у капитана В. Гюнтера, оставленных у австрийского подданного П. Шимуняка. Однако никаких вещественных доказательств, уличающих австрийских офицеров в шпионаже, жандармы не обнаружили [13]. Тем не менее, несмотря на отсутствие прямых улик, австрийцы продолжали оставаться под наблюдением, так как еще в 1913 г. ташкентское КРБ зафиксировало их контакт с лицом, подозреваемым в военном шпионаже [14].

10 ГА РФ Ф.102. Оп.316. 1914. Д.38а Т1. Л. 19019об
11 Самарский трубочный завод выпускал алюминиевые трубки и капсюльные втулки для трехдюймовых скорострельных пушек. (Путеводитель по фондам ЦГАСО. URL: http://regsamarh.ru/cgaso/map/presssr/10489/ (дата обращения: 10.05.2015.)
12 Ракшин О. Шпионские страсти в Самаре //Самарская газета. http://sgpres¿.ru/Arhigorod/SHpionskie-strasti-v-Samare48973.html (дата обращения: 25.02.2015).
13 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 316. 1914. Д. 38а. Т. 1. Л. 30, 34.
14 Там же. Л. 34об.

с.171
18 июля вышеупомянутый австрийский консул в Самаре В. фон Вакано направил в Берлин телеграмму отцу, в которой сообщил о мобилизации людей и лошадей на Жигулевском пивоваренном заводе [32].

32 Ракшин О. Шпионские страсти в Самаре //Самарская газета. http://sgpress.ru/Arhigorod/SHpionskie-strasti-v-Samare48973.html (дата обращения: 25.02.2015).
Казалось бы - доказательств нет, одни подозрения - но дело так просто не закончилось.

Альбом лиц зарегистрованных жандармской, сыскной и общей полицией по подозрению в шпионстве Департамента полиции Российской империи, изданный в Петрограде в 1916 году, сообщает о двух задержаниях в течении 1915 года австрийского подданного Владимира фон Вакано по подозрению в шпионаже:



Былъ зарегистр. 2 раза:
7 Апр. 915 г. Петр. Охр. Отд. и
3 Мая 915 г. въ Самарѣ жанд. вл. по подозр. въ шпіон.
Вольдемар фон Вакано попал и в алфавитный указатель, и даже в дактилоскопическую картотеку лиц. подозреваемых в шпионаже:










Благодаря стараниям жандармов у нас теперь есть досье на Владимира фон Вакано с его фотографиями и даже дактилоскопической картой:





После революции некоторое время Владимиру удавалось работать в Совнархозе - однако его оттуда довольно быстро "вычистили", да еще и дело передали в самарскуб ГубЧК для расследования - об этом писала газета «Коммуна»  за 31 июля 1919 года:



Источники:

забытая история, Фон Вакано, самарские персоналии, изследования, история

Previous post Next post
Up