Египетский саркофаг самарского пивного короля

Sep 14, 2023 12:40

Кто из самарцев не слыхал об Альфреде Филипповиче фон Вакано - известнейшем пивоваре, основателе Жигулёвского пивоваренного завода, промышленнике, меценате, благотворителе...
Даже совершенно не интересующиеся историей люди наверняка видели пиво "Фон Вакано", в наше время выпускаемое Жигулёвским пивзаводом, и слыхали о годе его основания - 1881 - но многие ли в курсе подробностей личной жизни и общественной деятельности известного пивовара?

Я не буду говорить о широко известных фактах из биографии самарского пивного короля, таких как его непосредственное участие в строительстве первой очереди самарской канализации, и постараюсь рассказать о менее известных, но не менее масштабных и интересных фактах в его богатой биографии.

Как и в РФ в недавние времена, в Российской Империи конца XIX - начала XX века довольно развит был зарубежный туризм, и в числе наиболее популярных его направлений был, как и в наши дни, "сын тысячелетий" - Египет.
Не знаю, как сейчас путешествуют богатейшие люди РФ, но в РИ богатые путешественники имели более широкие возможности как при осмотре исторических достопримечательностей ( вспомним Египетский вояж Николая Александровича Романова), так и в приобретении сувениров.

Вот о судьбе одного из таких сувениров, который  в 1913 году привёз в Самару из путешествия по Египту Альфред фон Вакано, мы сегодня и поговорим.



Саркофаг, привезенный Альфредом фон Вакано в 1913 году из Египта. © Фотография 1928 года.

Небольшая предыстория.

Альфред фон Вакано, окончив в 1860-х годах курс в коммерческой академии в Вене, отправился обучаться пивоварению в Чехии. Через несколько лет он обзаводится собственной фирмой, а потом открывает завод в России, выбрав после долгих расчётов Самару, удобный во всех отношениях город в срединной России, в котором Волга была дешёвой судоходной дорогой для перевозки пива.

В 1881 году начинает продаваться «Жигулёвское», а в 1887-м на территории завода строится двухэтажный особняк для семьи Вакано, в котором собирается личная художественная коллекция пивовара.

Началось всё с привезённых из европейских поездок картин, ковров, мебели, а закончилось серьёзным увлечением Востоком. Страстный путешественник, Альфред фон Вакано, объездивший, кроме Европы и России, Америку, Китай, Тибет, Индию, побывал и в Египте, где в 1913 году и купил саркофаг.



Альфред фон Вакано и Мария фон Баредер, гражданская жена Альфреда фон Вакано, в Египте на фоне Большого Сфинкса © Фотография Вакано 1913 года

Впервые о саркофаге упоминается в архивах Самарского Общества Археологии, истории и Этнографии.
Альфред фон Вакано, будучи действительным членом Самарского Археологического общества, являлся крупнейшим коллекционером и знатоком искусства в Самаре, о чём свидетельствует заявление председателя Самарского Общества Археологии, истории и Этнографии Алексея Степановича Башкирова в Президиум Самарского Совнархоза:
Члены Общества, посещая своего действительного члена А.Ф. Вакано были свидетелями роста его весьма ценной коллекции, которая состояла из предметов египетского, греческого быта самых отдаленных времен, добытых путем раскопок.
...
Египетская мумия, пройдя при перевозке длинный путь имела редкую сохранность и могла быть украшением большого музея.
Музей Вакано был особенно дорог Обществу, еще и потому, что владелец в присутствии членов Общества на словах завещал своему сыну Владимиру Альфредовичу после смерти отца передать коллекцию в собственность Общества. Поэтому Общество не упускало из виду коллекцию и следило за ее целостностью. Надо отдать справедливость заводоуправлению, проявившему в деле охраны коллекции большую заботливость, в чем Общество могло убедится во время посещения в сентябре и ноябре прошлого года. В настоящее время до Общества дошли слухи, что на бывшем заводе приступили к распределению имущества. Ввиду этого ОАИЭ просит президиум Совнархоза передать ему все вышеперечисленные предметы коллекции Вакано для помещения их в музей Общества при Гос. Университете. Решение президиума просим сообщить в Гос. Университет председателю Общества профессору Алексею Степановичу Башкирову
Согласие Совнархоза, видимо было получено, и на очередном заседании члены Общества решали вопрос о выделении определенного количества подвод с лошадьми для перевозки коллекции.
В архивах сохранилось еще одно спешное письмо в Совнархоз о том, что представителем ОАИЭ по приемке вещей, имеющих археологическое и этнографическое значение, находящихся на территории Жигулевского пивоваренного завода будет председатель Общества профессор Башкиров А.С. К приемке Общество приступит в понедельник с 10 утра 3 марта 1920 года.
Таким образом, данный документ точно указывает дату передачи коллекции, включавшей саркофаг, музею Общества археологии, истории и этнографии.



Вехняя часть саркофага на фотографии 1928 года.

О саркофаге упоминает и один из родоначальников самарской археологии и краеведения профессор Вера Владимировна Гольмстен в отчете о создании этнографо-археологического музея.

Гольмстен отметила, что наиболее ценную часть собрания представляют предметы Египетской культуры, подлинность которых подтверждена свидетельством из Каирского музея за подписью Гастона Масперо. Подбор предметов этой коллекции таков, что дает полную иллюстрацию по вопросу культа и мифов Древнего Египта.
В состав коллекции входили части саркофагов из дерева и папье-маше, части одежд мумий и другие принадлежности погребального ритуала, такие как деревянные статуэтки, часть которых составляют сцены, фаянсовые ушебти, глиняные сосуды, канопы из известняка. Ценными представляются бронзовые статуэтки Осириса и Исиды.



Нижняя часть саркофага. 1928 год.

Позднее в архиве Губ. музея Зав. научно-экспозиционным отделом Самарского художественного музея Валентина Алексеевна Чернова нашла упоминание о том, что мумию съели крысы в голодный год.



Египетский зал археологического музея в Самаре. Фото © Рафаила Гикова, 1928.
В 1930 году государство упразднило общественные организации, и египетская и античная часть коллекции фон Вакано отправилась в Государственный Эрмитаж - в 1931 и 1951 годах в Эрмитаж были переданы картонаж и сам саркофаг.

На долгие десятилетия саркофаг пропал из поля зрения самарских историков, и только стараниями заведующей научно-экспозиционным отделом Самарского художественного музея Валентины Алексеевны Черновой, долгие годы интересовавшейся судьбой саркофага и других предметов коллекции фон Вакано, его удалось найти.

В 2004 году в отделе Древнего Египта Государственного музея изобразительных искусств в Москве начали ремонт, и в архиве отдела обнаружили старую машинописную рукопись, исторически связанную с Самарой. Потертая, коричневая от времени рукопись от 1928 года под авторством Рафаила Гикова и Артемия Экка, попала в руки В.А. Черновой, как исследователя коллекции Вакано:

Судя по биографиям авторов рукописи, (дипломы они защитили в 1929 и в 1930 гг.) они были тогда преддипломниками. ГМИИ отправило их на музейную практику в Самару с заданием описать и отфотографировать египетскую коллекцию в Археологическом музее. Сделано было всего 17 фотографий и также описана часть экспонатов.
...
Машинописная рукопись с вклеенными фотографиями была сдана в Египетский отдел ГМИИ и хранилась до 2004 года.

В день открытия одной из выставок из Государственного Эрмитажа в Самарском художественном музее, Чернова взяла упомянутую рукопись с фотографиями и показала куратору выставки Андрею Олеговичу Большакову. Удивительно! Он узнал саркофаг и сообщил, что саркофаг находится в Эрмитаже и недавно реставрирован!
Таким образом было восстановлено недостающее звено, позволяющее однозначно сопоставить один из саркофагов из коллекции Эрмитажа с саркофагом из самарской коллекции фон Вакано.

Теперь немного о самом саркофаге.
Все попытки прочтения надписи в центральной части саркофага, предпринятые сотрудниками Эрмитажа, оказались безуспешными. Лучшим результатом стало отождествление нескольких отдельных иероглифических знаков, но оказалось, что ни в какой текст они не складываются, а надпись всего лишь выполняет функцию заполнения определённого места.



Художник, выполнявший заказ жителей Гамхуда, не понимал, что он пишет или рисует на груди. Объяснение очень простое: в то время, в III-II веках до н. э., в Египте говорили на демотическом языке и пользовались демотической письменностью, в отличие от более ранней, иероглифической. Но на мастера так давила многотысячелетняя история оформления саркофагов с обязательными вкраплениями иероглифических надписей, что полностью от традиции отказаться он не смог.



В настоящее время саркофаг, привезенный из Египта самарским пивоваром, после недавней реставрации выставлен в постоянной экспозиции Древнего Египта одного из корпусов Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».

Андрей Николаев, заместитель заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа, так описывает это экспонат:
Одним из самых заметных и интересных предметов этого собрания, доступных для обозрения, - выделяющийся своими большими размерами (максимальная длина 215 см) и широкой выпуклой грудью (из-за чего такой тип называется «пузатым») саркофаг с широким, золотого цвета лицом с преувеличенно крупными чертами, широко оттопыренными ушами и красным ртом. Верхнюю часть груди накрывает ожерелье с часовней в центральной части. Ниже находится крылатый жук скарабей, а под ним - сидящая богиня неба Нут (её лицо не сохранилось), которая обхватывает руками-крыльями покойного.

В следующем регистре представлена сцена с погребальным ложем и тремя фигурами Анубисов, один из которых, держа сосуд, склонился над мумией. Под ложем - изображения четырёх сосудов (каноп), в которые помещались внутренние органы. На подъёме стопы саркофага - два чёрных, симметрично расположенных шакала Анубиса на часовнях, которых разделяет столбец надписи.



Источники:

исторические памятники вчера и сегодня, Самара, Фон Вакано, самарские персоналии, Египет, загадки истории

Previous post Next post
Up