Сделано в СССР - АСЖ-58

Apr 04, 2023 12:48

Сегодня в моей незаслуженно подзабытой рубрике " Сделано в СССР" я расскажу вам о спасательных жилетах, серийно выпускавшихся в СССР для нужд армии, которые по стечению обстоятельств мы с друзьями активно использовали в водных походах разной категории сложности и просто во время водных прогулок на байдарках по Волге.

Приобретению способствовали знакомые туристы-водники, давшие соответствующую наводку, и вот мы с братом, после покупки байдарки по совету друзей озаботившиеся  спасательным оборудованием ( я к тому же в те времена еще и плавать совершенно не умел ;)), в качестве индивидуальных спасательных средств выбрали авиационные спасательные жилеты.

Списанное по окончании срока эксплуатации военное имущество в середине 1980-х (перестройка, гласность, хозрасчет...) можно было официально приобрести на армейских интендантских складах ПриВО (Приволжского военного округа), располагавшихся в Самаре (тогда Куйбышеве) на улице Товарной, куда мы с братом и друзьями-байдарочниками и отправились летом 1986 года.

После оформления заявок на приобретение и оплаты мы отправились с накладными на склад, где стараниями прапорщика-завсладом нам было вручено по паре спасжилетов АСЖ-58 на байдарку, всего на четыре байдарки мы с друзьями купили аж 8 штук спасательных жилетов марки АСЖ-58.

Позднее, по совету тех же друзей - опытных водников,  для участия в категорийном водном походе (тогда я собирался в "тройку" на Песчаную), жилет был мной несколько доработан - с него было снято всё лишнее (пояс, баллон, стропы, аварийно-спасательное оборудование,  к самому жилету была пришита спинка из тонкого капрона с огромным карманом на молнии для дополнительного воздушного мешка, в качестве которого использовался надувной пляжный мяч из ПВХ.
Впрочем, толстый и прочный брезентовый пояс с быстрооткрывающимся замком-самосбросом я тоже взял с собой в поход - продетый под лямки брезентового "абалаковского" рюкзака рюкзака, он играл роль грузового пояса, помогая более удобно распределить вес двухпудового рюкзака.

В результате мой АСЖ-58 стал выглядеть вот так (как вы можете заметить, отцовское офицерское полевое х/б тоже не пропадало втуне ;)):




Ходил я в этом АСЖ-58 и в "троечку", и в "четверку", а потому видный на следующем моём фото наспинный мешок с мячиком был вовсе не лишним - паспортный объём АСЖ-58 - не менее 15 литров, а мне что б выжить в случае падения в вспененную воду порога требовалось не менее 30-35 литров положительно плавучести, недостающие литры и должен был обеспечить здоровенный надутый мячик в наспинном кармане:



Впрочем, нам с Володей везло, и мы за все походы с ним не кильнулись ни разу, да и с катамарана никого из нас не смывало, хотя пены вокруг временами было много - вот мы с Володей в своих модернизированных АСЖ-58 выгребаем из очередного порога на реке Урик ;)



Поддувался жилет при необходимости прямо на ходу, через пару удобно расположенных на груди сосков подкачки с клапанами:



Честно говоря, я вплоть до сегодняшнего дня полагал, что наш жилет был предназначен для экипировки лётчиков - однако, как оказалось, на самом деле он был предназначен для парашютистов-десантников ;):

Авиационный спасательный жилет АСЖ-58 ( рис.) является индивидуальным спасательным средством и предназначен для поддержки парашютиста-десантника на плаву при совершении прыжков с парашютом на воду.

Тактико-технические данные:
Скорость полета самолета……………….… до 1100 км/ч.
Вес жилета со снаряжением………………... не более 2кг
Положительная плавучесть жилета:
- при наполнении двух отсеков……………... не менее 15кг
- при наполнении одного из отсеков…....… не менее 10кг
Объем оболочки жилета…………………….. не менее 15л
Температура воздуха………………………… от +50 о С до -30 о С
Объем баллона для углекислоты……….… 0,045л
Количество обезвоженной углекислоты в баллоне………... 28 г
Время наполнения жилета …………………………….........….. 20-30с
Срок эксплуатации жилета………………………..............…… 3 года
Кроме самого жилета, в комплект входило и аварийно-спасательное оборудование:

В комплект спасательного жилета входит:



1 - Жилет (в том числе снаряжение):а) малогабаритный баллончик с пусковой головкой
б) аварийно-поисковый электрический сигнальный фонарь АПЕ-65 с батареей "Маячок-1"
в) аварийный пакет с зеркалом
г) пакет с флуоресцеином
д) подвеска жилета
е) свисток
ж) карабин


2 - Сумка для транспортировки

Брезентовая сумка для транспортировки  спасжилета оказалась настолько удобной, что мы использовали ее для хранения всякого нужного в походе набора инструментов и ремонтных материалов:



Из аварийно-спасательного снаряжения более всего мне нравилось сигнальное зеркало:



Сиганльное зеркало представляло собой две металлические пластины - одна, с отверстием посередине, с внутренней стороны была отполирована до блеска и покрыта хромом, а вторая - выкрашена белой матовой эмалью.
Обе пластины были склепаны между собой посредством стальных петель, позволявших раздвигать створки на фиксированный угол:



На наружной стороне белой пластины была отпечатана инструкция по использованию зеркала для подачи сигналов (солнечных "зайчиков") судам и самолётам, снабженная для простоты восприятия еще и картинкой:





Что интересно - при правильном использовании при помощи этого простого прибора при наличии солнца можно было запросто попасть "зайчиком" в самолёт, летящий на удалении в 8-10 км.

Флуоресцеин по назначению мы не использовали, но как-то раз, когда пакет с ним лежал на дне байдарки, нас захлестнула волна от прошедшей неподалеку "Кометы", и на дне байдарки образовалось шикарное ярко-зеленое "кислотное" пятно, хотя пакет был даже не вскрыт - было достаточно только незначительного количества порошка флуоресцеина, попавшего на поверхность пакета в процессе его запаивания на заводе.
Когда мы стали мыть байдарку перед сушкой, по Волге поплыло огромное флуоресцирующее пятно - так что в случае необходимости можно было сгенерировать на поверхности воды огромнейшее пятно, которое вряд ли можно было не заметить с воздуха.

В заключении - фрагмент учебника "Воздушно-десантная подготовка" 1977 года издания с главой, описывающей АСЖ-58:







На этом наш сегодняшний экскурс в советское аварийно-спасательное оборудование для прыжков с парашютом с приземлением на воду и его использование в водном туризме позвольте закончить.

СССР, сделано в СССР, туризм, история

Previous post Next post
Up