Весной прошедшего года мы с вами обсуждали
возможности определения сторон света по положению крестов на церквях.
Как вы помните, с подсказки френда
kraevedoff63 тогда удалось выяснить, что здания церквей (и, соответственно, кресты на них) ориентировали при строительстве не по сторонам света, а на место восхода Солнца в день закладки храма, посему азимут, на
(
Read more... )
А что вообще считается закладкой? Не начали же они стройку зимой.
Reply
Вроде б молебен соответствующий и закладка первого (краеугольного) камня.
А потом можно уже и котлован начать рыть.
В принципе, и зимой можно, хотя ничего не мешает и подождать весны.
Reply
Камень жеж должен в котолован быть уложен? Или чё, в сторонке. Тогда не сильно он и краегольный получается)
Reply
Интересный вопрос, да ;)
Reply
Чин на основание церкви
Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения епископа подвергается определенному наказанию как презирающий епископскую власть.
После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» - все́ вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест.
Основание церкви (если она каменная) устраивают следующим образом.
1. По периметру будущего храма выкапывают рвы.
2. Готовят строительные материалы: камни, известь, цемент и другие, необходимые для закладки.
3. Приготавливается специальный камень, имеющий четырехугольную форму. На нем высекают или изображают крест.
4. Под крестом (по желанию епископа) может находиться место для вложения святых мощей, и в этом случае делается закладная надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в ( ... )
Reply
В таком случае твои измерения не имеют смысла. Ибо яма под фундамент была выкопана загодя. Солнце в это время было в другом месте. Поп вышел, начертил палкой, копайте примерно примерно тудой) И почти попал)
Reply
Отнюдь ;)
Было подано прошение на имя архиерея о даровании разрешения на строительство церкви во имя Рождества Христова, по получении такового в ближайший день Рождества были посланы строители на разметку осей будущего храма при помощи теней и палки, затем в любое удобное время выкопан котлован и проведены подготовительные работы, о чем сообщено архиерею, коий и назначил для процедуры закладки камня и соответствующего молебна любой, в принципе, день, хотя Рождество для этого подходит как нельзя лучше, но вовсе не обязательно - главное, что храм в честь нужного события ориентирован по канону куда положено.
Конечно, на дворе был уже просвещенный XIX век, и при разбивке осей для котлована на местности строители могли просто воспользоваться навигационными таблицами - и тоже попали :)
Сейчас, я полагаю, так и делают, во времена оно, начиная с X века, использовали палку и реальный восход в нужный день ;)
Reply
Противоречишь.
1.в ближайший день Рождества были посланы строители на разметку осей будущего храма при помощи теней и палки
2. в любое удобное время выкопан котлован и проведены подготовительные работы
3. назначил для процедуры закладки камня и соответствующего молебна на Рождество
Если на год эту процедуру растянуть, тогда да. А так нет. Не думаю, что они так уж сильно заморачивались. Примерно тудой и нормально.
Reply
Не вижу противоречий, многие храмы строились десятилетиями, а то и столетиями.
Что такое в этом масштабе всего какой-то год на нулевой цикл? ;)
Да и руками и тачками особо много и быстро не накопаешь, не думаю, что для строительства деревенской церкви можно было нагнать тысячи работяг, это ж не Волго-Донской канал и даже не Ново-Закамская линия ;)
Обычно строили всем миром, то есть - населением деревни, в свободное от полевых работ время.
Даже если строительство оплатила помещица, как в нашем случае, все одно нанять тыщи работяг не реально, ИМХО.
Reply
Ну тогда да)
Reply
Leave a comment