Спас на Крови в августе 1991 года и апреле 2022 г.

May 24, 2022 10:56

Спас на Крови (Храм Воскресения Христова на Крови́) в августе 1991 года предстал перед нами покрытый строительными лесами:





Дело в том, что история собора последних пятидесяти лет неотрывно связана с его реставрацией:
Необходимость, сложность и длительность реставрационных работ обусловлена историей Спаса на Крови. После закрытия храма более тридцати лет периоды запустения сменялись годами использования здания как склада, при полном пренебрежении и невнимании к памятнику.

17 ноября 1930 года, как исторический памятник погибшим народовольцам, здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев под музей «Народной воли».

В ноябре 1931 на заседании Комиссии по вопросам культа при Президиуме Леноблисполкома в повестке дня уже стоял вопрос «О сносе церкви «Воскресенье на крови» в Ленинграде». В это же время начались работы по снятию колоколов.

В августе 1938 года в заключении Отдела охраны памятников отмечалось, что здание подлинной художественной ценности не представляет, и отдел считает возможным разобрать здание. Ценные фрагменты внутренней отделки предлагали передать в ленинградские музеи, а каменную облицовку из ценных пород использовать в новом строительстве.

Сносу церкви, назначенному на 1941 год, помешала Великая Отечественная война.

Во время блокады Ленинграда был устроен морг, а в один из многочисленных артобстрелов снаряд попал в шатер центрального купола и застрял в перекрытиях.
После 1945 года помещение передали Малому оперному театру под склад декораций.

На основании решения исполкома Ленгорсовета и постановления Совета министров РСФСР в 1958 году памятник взят под государственную охрану.

Решением исполнительного комитета Ленгорсовета 20 июня 1970 года было установлено передать здание на баланс Исаакиевскому собору. Передача состоялась 12 апреля 1971 года.
С тех пор этот знаменитый питерский собор покрывали строительные леса, в разное время скрывавшие различные его части:



Многолетние строительные леса вокруг собора породили даже одну из городских легенд:
В 1970 году началась реставрация храма Спаса на Крови и были установлены строительные леса. Но процесс надолго затянулся, поэтому жители города привыкли к виду храма, окруженного лесами. В итоге петербуржцы придумали пророчество: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса на Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.
Это неверно, потому как я очередной раз попал в Питер как раз во время августовского путча 1991 года, и, как видите, леса на Спасе еще стояли.

На самом деле строительные леса с фасадов собора сняли в 1997 году, а затем, спустя 20 лет, снова поставили в 2017-м - окончательно строительные леса с фасадов центрального шатра собора были сняты 30 лет спустя после развала Союза - в конце 2021 года.



Впрочем, даже в 1991 году мне удалось выбрать ракурс, на котором лесов не было видно:



Впрочем, утверждать, что лесов на соборе сегодня совершенно уже нет, я бы не стал - при внимательном рассмотрении некие инородные деревянные конструкции еще заметны, но они уже практически не заметны и в глаза не бросаются:





Спустя три с лишним десятилетия после того, как я впервые увидел Спаса снаружи, мне удалось посмотреть на его богатые мозаичные интерьеры изнутри.



Весь храм украшен изнутри мозаичными изображениями, восстановление которых заняло у реставраторов немало времени - в общей сложности около 14 лет, что для более чем 7 с половиной тысяч квадратных метров мозаики не так уж и много:

Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора.

Пропитавшая кирпичную кладку влага проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы, были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели.

Разработал методику восстановления уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.

Поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшуюся грязь удаляли школьными ластиками. После промывки оставшиеся загрязнения снимали механическим путем - соскребали скальпелями.

В местах значительной утраты смальты снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Затем готовили эскиз, картон и эталон. Металлическую основу очищали от коррозии, наносили грунт и производили набор утраченного фрагмента.


Немалых усилий потребовало и восстановление Царских Врат:

В центральной части иконостаса были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках Царских врат. Само убранство Царских врат полностью отсутствовало.
Сейчас Царские Врата полностью восстановлены:



Немало проблем доставил в своё время и неразорвавшийся немецкий фугасный снаряд:
Снаряд, застрявший в перекрытиях центрального шатра, извлекли саперы под руководством Виктора Демидова в октябре 1961 года. Для этого им пришлось разобрать часть мозаичного панно «Пантократор» в своде центрального купола.

Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева.

Мозаичный центральный купол с изображением Христа Пантократора:



Подробнее историю обнаружения и обезвреживания снаряда в куполе собора рассказывает сайт "Петербург Центр":
В 1961 году во время проведения научно-производственных реставрационных работ в центральном куполе храма обнаружили неразорвавшийся немецкий фугасный снаряд времён Великой Отечественной войны. Он пролежал здесь 18 лет.

Снаряд, массой около 150 килограмм, пробил свод купола, но застрял в перекрытии свода. Его извлекала группа бывшего сапёра В. Николаева, в которой были опытные специалисты и верхолазы. Работами руководил бывший пиротехник В. Демидов. Снаряд осторожно извлекли с помощью лебёдки, после чего его вывезли и уничтожили в районе Пулковских высот.

Восстановленная сень над местом гибели Александра II огорожена со всех сторон, и близко подойти к участку мостовой, на которой получил смертельное ранение осколками бомбы российский Император, невозможно:



Эта часть храма находится прямо на том самом месте набережной, где произошло покушение:



Однако мне удалось извернуться и сфотографировать часть мостовой под сенью - впрочем, мостовую перебирали в 1986 году во время реставрационных работ - был выполнен сложнейший комплекс работ, включавший в себя реставрацию мемориальной зоны (заново были уложены плиты тротуара и камни булыжной мостовой, установлено звено ограды канала):



Звено ограды канала, плиты тротуара и булыжник мостовой вы и можете разглядеть на моём снимке.
Подробности последнего, седьмого по счету, покушения на Александра II, вы можете прочесть на warhead.su - царя погубило не то любопытство, не то сострадание:

В 14:15 экипаж царя выехал с Инженерной улицы и повернул на Екатерининский канал, следуя к Зимнему дворцу. За каретой следили террористы, один из которых - Рысаков - в этот момент атаковал. Взрыв разрушил экипаж и ранил охрану, но император снова уцелел.

Полицмейстер Андриан Дворжицкий, сопровождавший царя, убеждал его немедленно покинуть место теракта. Но Александр II храбро ответил, что не может уйти, не поговорив с ранеными.

В этот момент к императору на расстояние всего нескольких шагов подошёл стоявший поблизости Игнатий Гриневицкий. Террорист бросил бомбу прямо под ноги Александра II. Взрыв тяжело ранил императора.

Истекающего кровью правителя России успели доставить в Зимний дворец, где он спустя несколько минут скончался. Вечером этого же дня в госпитале умер Гриневицкий.



Источники:


Все фотографии поста (кроме гравюр) были сделаны мной лично в августе 1991 года и апреле 2022 г.

исторические памятники вчера и сегодня, СССР, как это было, Санкт-Петербург, история

Previous post Next post
Up