О чем поведали картины

Apr 14, 2022 16:40

Эта картина в одном из залов экспозиции Русского музея в Михайловском замке Санкт-Петербурга заинтересовала меня сразу.
Во-первых, на ней была изображено событие, которому я уже давно планировал посвятить один из постов - установка Александрийского столпа.
Табличка рядом с картиной гласила, что она называется "Торжественное освящение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге 30 августа 1834 года":



Хотя та же табличка сообщала, что картина была написана спустя 6 лет после изображенного на ней события, в 1840-м году, тем не менее я имел все основания считать, что писал ее современник, который, вероятно, был к тому же свидетелем самого события.


Как могли заметить давние читатели моего журнала, я давно интересуюсь изменениями состояния исторических памятников, сравнивая их изображения, сделанные в разные годы, и потому меня интересуют не только старые фотографии, но и гравюры и картины, сделанные до эпохи массового распространения фотоизображений.

Александрийский столп на картине оказался практически таким же. каков он и сегодня - разве что пропорции у художника были немного поизящней, чем на самом деле - ну да он художник, он так видит...



Конечно, тут еще надо учесть, что снимал колонну я снизу, а картина написана как вид с высоты - с крыши соседнего здания или помоста,  как и то, что фокусные расстояния человеческого глаза (~43 мм) и моего объектива (55мм)  различны, и это тоже вносит перспективные искажения.



Удивил меня на этом полотне Зимний дворец - на картине было видно, что выход на площадь гостей церемонии из дворца осуществлялся по двум двухпролетным лестничным маршам с балюстрадами:



Поскольку я буквально вчера был на Дворцовой площади и входил в Эрмитаж, я совершенно точно помнил, что никакой внешней лестницы на второй этаж Зимнего дворца сейчас не существует:



Так куда же делась лестница с картины?
Конечно, первая же мысль, пришедшая мне в голову, была о том. что лестница раньше была, а потом во время перестройки дворца после пожара 1837 года исчезла.

Внимательное прочтение аннотации к картине на сайте Русского музея, повторяющей текст сопроводительной таблички к картине, ничего не дало:
Ладюрнер А. И.
1799 (1800?), Париж? - 1855, Санкт-Петербург
Торжественное освящение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге 30 августа 1834 года
1840

Холст, масло. 301 х 485
Ж-5765

Пост.: в 1933 из ГЭ (собрание Зимнего дворца)

Александровская колонна воздвигнута на Дворцовой площади в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата, императора Александра I, над Наполеоном.
Открытие колонны и ее установка на пьедестал проводились в один день - 30 августа (10 сентября по новому стилю) 1834 года.
Этот день был выбран не случайно - это день переноса мощей святого благоверного князя Александра Невского - одного из покровителей Петербурга.

По случаю освящения колонны на площади был проведен военный парад. В нем участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года - всего около ста тысяч человек.

Картина принадлежала императору Николаю I и находилась в Приемной комнате I запасной половины Зимнего дворца. Датируется на основании собственноручного письма Ладюрнера от 24 апреля 1840, где он уведомляет министра Императорского Двора П. М. Волконского о том, что закончил картину, а также публикации в «Художественной газете» от 1 октября 1840, где сказано, что «Профессор живописи Ладюрнер окончил большую картину «Парад и молебствие по случаю открытия Александровской колонны».
Что интересно, в текст закралась ошибка - подъём колонны и ее освящение действительно проводились в один и тот же день  - 30 августа по ст. стилю, но между этими событиями прошло два года - колонну подняли в вертикальное положение 30 августа 1832 года, а торжественно открыли и освятили спустя два года - 30 августа 1834 года.
Два года ушло на достройку пьедестала, изготовление скульптурного ангела, отделку и полировку монолита - впрочем, о колонне мы поговорим в отдельном посте.

В том же зале Михайловского замка с этой картиной, на противоположной стене висит еще одна картина, датируемая временем до создания и подъема Александровской колонны на площади перед дворцом, примерно 1827 годом.
:



Вот что пишет про это полотно сайт Русского музея:

Каноппи А. Арка здания Главного штаба со стороны Большой Морской улицы. Ок. 1827
Холст, масло 147 х 146

Русский музей

Пост.: 1929 из Гатчинского дворца-музея; ранее - в ИЭ

Проект реконструкции площади перед Зимним дворцом в духе грандиозных Римских форумов принадлежал архитектору Карлу Росси. Напротив Зимнего дворца, где ранее стояли разновеликие и разностильные сооружения, появилось огромное здание Главного штаба. Два его корпуса, расположенные по дуге, были соединены воедино монументальной аркой, перекинутой над Большой Морской улицей, выходящей на Дворцовую площадь. Торжественное открытие арки состоялось 1 октября 1828 года.
Антонио Каноппи начал работать по заказу Императорского Двора над своими полотнами еще до окончания строительства арки, используя первоначальные эскизы Росси. Предполагалось, что картины украсят галерею видов Петербурга в одном из залов Зимнего дворца. Однако 30 марта 1827 года Строительный комитет утвердил новые эскизы Росси, которые были воспроизведены в натуре. Таким образом, произведения Каноппи показывают, какой могла бы быть арка Главного штаба в случае, если бы первоначальный вариант ее декоративного оформления был осуществлен.
Как видим, картина вообще интересная, изображает еще недостроенную арку главного штаба, однако дворец-то на ней изображен уже существующий, он был окончен Бартоломео Растрелли еще в 1762 году.



Что интересно - на этой картине Зимний дворец изображен не только до воздвижения Александровской колонны в 1832 году, но и до пожара Зимнего дворца 1837 года, но никаких лестниц на второй этаж у входа во двор дворца нет (увеличенный фрагмент картины):



Как видим, вид дворца практически идентичен современному, за исключением цвета стен и недостроенной на момент написания арки Главного штаба:



Из всего изложенного и показанного выше я делаю вывод, что лестница с навесом и балюстрадами была сооружением временным (очевидно, деревянным), построенным исключительно для торжественного освящения Александрийского столпа 30 августа 1834 года.

Источники:
Фотографии картин и видов Санкт-Петербурга - мои собственные.

исторические памятники вчера и сегодня, забытая история, как это было, Санкт-Петербург, история

Previous post Next post
Up