Самарский край в путешествиях Никколо и Маффео Поло

Jan 12, 2022 14:37

Нет, наверное, ни одного культурного человека, который не слыхал бы о средневековом венецианском путешественнике Марко Поло, жившем на рубеже XIII и XIV веков, более двух десятилетий проведшим в путешествиях по миру и оставившем потомкам описание своих странствий.

«Книга» Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений - литературных произведений или научных трудов, которые читаются и перечитываются в настоящее время.
Она вошла в «золотой фонд» мировой литературы. Она переведена почти на все европейские и на многие другие языки. Она издается и переиздается в большинстве стран мира. Чем больше времени проходит с года составления первой записи «Книги» (1298), тем больший интерес она возбуждает не только у специалистов - географов, историков, этнографов и филологов, но и в широкой читательской массе.

Несмотря на сомнения в достоверности многих фактов, изложенных в записанной с его слов в генуэзской тюрьме пизанцем Рустичано книге, высказываемые с момента её появления и вплоть до настоящего времени, она служит ценным источником знаний по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века.



Русские переводы «Книги» Марко Поло появились в начале XIX века, и с тех пор книга неоднократно переводилась и переиздавалась разными переводчиками и издателями.

На основе данных из этой книги написано множество различных теорий, составлено немало вариантов карт его путешествий, которые изучаются в школах на уроках истории (во всяком случае, в наше время изучались ;)).
Одну из подобных выдвину и я ;)

Из «Книги» Марко Поло многим известно, что Марко Поло некоторое время провёл на территории России, а именно - в современном Крымском Судаке.

Фрагмент Каталанского атласа 1375 года, на котором отмечен древний византийский город и крепость Сугдея (Солдайя, Солдадия), в котором во второй половине XIII века укрепились венецианцы, а позднее - генуэзцы:



Хотя сохранившуюся до наших дней крепость на горе построили уже после смерти Марко Поло - восстановление внешней линии обороны началось не позже 1385 г. - крепостные сооружения в Солдайе-Сугдее были и во времена, когда в городе жил Марко Поло:



Как утверждает сайт музея-заповедника "Судакская крепость" :

В городе имел собственный дом венецианский купец родом из города Сан-Северо Марко [Maffeo] Поло старший , дядя знаменитого путешественника Марко Поло (1254-1324). Формально Солдайя не подчинялась Венеции, а находилась в зависимости от хана Золотой Орды.

Как видим, Марко Поло стал путешественником не с бухты-барахты, страсть к перемене мест и путешествиям снедала и его предков - дядю, и, как оказалось, его брата - отца ставшего знаменитым на весь мир и на все времена Марко Поло.

В одном из изданий "Книги Марко Поло", выпущенном издательством Географгиз в 1955 г., я и обнаружил упоминания о старших Поло и их путешествиях, затронувших в том числе и наши места:

Кроме того, что мы знаем из самой «Книги» о Марко Поло, его отце и дяде, о них сохранились только очень скудные исторические сведения, заботливо собранные биографами и комментаторами «Книги», главным образом его соотечественниками- итальянцами. А эти сведения почти исключительно относятся к XIV в., т. е. к тому времени, когда венецианские путешественники вернулись к себе на родину, а не к самим путешествиям.

Несомненно, что Марко Поло пользовался не только теми материалами, которые он лично собрал, но и материалами «старших Поло». Они же (его отец и дядя) не один раз, как сам Марко, а трижды пересекли Азию, причем два раза с запада на восток и один раз в обратном направлении - во время своего первого путешествия (см. гл. IX-X «Пролога»).

Очень важно выяснить, какие географические сведения могли собрать Поло по личным наблюдениям, какие - только по расспросным данным. Поэтому в первую очередь нужно установить вероятные маршруты венецианских путешественников во время их первого и второго посещения «Катая» (Китая).

Комментаторы «Книги» Марко Поло с величайшим усилием пытались установить хотя бы приблизительный маршрут старших Поло от реки Волги до ставки великого хана. Очень мало опорных пунктов для составления этого маршрута давала скупая, конспективная манера изложения рассказчика «Пролога».

Комментаторы могли оперировать только косвенными показаниями, разбросанными в «Книге». Они использовали также сочинения арабских географов, описания католических миссионеров и послов, путешествовавших в XIII в. в ставки татарских ханов, и другие исторические материалы.

Здесь приводится один из вероятных вариантов пути старших Поло.

От Средней Волги, где были расположены посещенные ими приволжские пункты - временные ставки золотоордынского хана Берке и Увек (Укек), братья Поло двинулись на юго-восток через земли Золотой Орды...



Как видим, маршрут "старших Поло" в одном из предполагаемых вариантов проходил в окрестностях Самарской Луки, на которой, как нам известно из археологических источников, в те времена, вероятно, оставалось как минимум несколько городищ и селищ, переживших нашествие Батыя, в 1236 году дотла сжегшего Муромский городок, так никогда и не восстановленный.

Увидев эту карту, я, разумеется, решил докопаться до первоисточника, на основе которого она была составлена.
В этом мне помогла глава Пролог "Книги", цитаты из которой предлагаю вашему вниманию:

Государи и императоры, короли, герцоги и маркизы, графы, рыцари и граждане, и все, кому желательно узнать о разных народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать ее себе; вы найдете тут необычайные всякие диковины и разные рассказы о Великой Армении, о Персии, о татарах, об Индии и о многих других странах; все это наша книга расскажет ясно по порядку, точно так, как Марко Поло, умный и благородный гражданин Венеции, говорил о том, что видел своими глазами, и о том, чего сам не видел, но слышал от людей нелживых и верных.
А чтобы книга наша была правдива, истинна, без всякой лжи, о виденном станет говориться в ней как о виденном, а слышанное расскажется как слышанное; всякий, кто эту книгу прочтет или выслушает, поверит ей, потому что все тут правда.

Будем думать, что сознательно Марко Поло нам не лгал, разве что заблуждался или запамятовал чего ;)

И скажу вам еще: с тех пор, как господь бог собственными руками сотворил праотца Адама, и доныне не было такого христианина, или язычника, или татарина, или индийца, или иного какого человека из других народов, кто разузнавал бы и знал о частях мира и о великих диковинах так же точно, как Марко разузнавал и знает. И сказал он себе поэтому: нехорошо, если все те великие диковины, что он сам видел, или о которых слышал правду, не будут записаны для того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие этого, могли научиться из такой книги.
Скажу вам еще: двадцать шесть лет собирал он сведения в разных частях света, и в 1298 г. от р. х., сидя в темнице в Генуе, заставил он заключенного вместе с ним Рустикана [Рустичано] Пизанского записать все это.

В то время, когда Балдуин был императором в Константинополе, то есть в 1250 г., два брата - Николай Поло, отец Марка, и Матвей Поло [Niccolò and Maffeo (Matteo) Polo] находились тоже там; пришли они туда с товарами из Венеции; были они из хорошего роду, умны и сметливы. Посоветовались они между собой, да и решили итти в Великое море, за наживой да за прибылью. Накупили всяких драгоценностей да поплыли из Константинополя в Солдадию.

Как видим, сами "старшие Поло" не оставили документальных свидетельств своего путешествия, и о нём мы знаем только со слов сына и племянника "старших", да и то - записанных с его слов верно сокамерником. ;)

Даже указанные в протоколе "Книге" некоторые даты подвергаются сомнению многими исследователями, как это указывается в примечаниях к цитируемому тексту издания 1955 г.:

1250 - Этот год, встречающийся во многих рукописях, едва ли верен... Потье ставит в скобках «pour 1255», принимая поправку Марсдена [стр. 5]... В переводе Юл а стоит 1260. Переводчик [Юл] предлагает эту поправку на основании следующих соображений: по известию Рамузио, братья вернулись в Венецию в 1269 г. Марку в то время было уже 15 лет, а родился он после их отъезда из родины; они должны были выехать из Венеции в 1253-1254; но в 1261 они были на Волге, из Константинополя они, значит, должны были выехать в 1260.- Соображения эти и поправка вероятны,- И. М.

Но вернемся к тексту самой книги.
Рустичано со слов Марко Поло описывает путь его дяди и отца так:

Пришли они в Солдадию и решили итти далее. И что же?
Вышли из города и пустились в путь; по дороге с ними ничего не случилось; так-то они и прибыли к Барка-хану что татарами владел и жил в Болгаре да в Сарае. С большим почетом принял Барка [Берке] Николая с Матвеем; обрадовался он их приходу; а братья все драгоценности, что принесли с собой, отдали ему; а тот взял их с охотою; очень они ему нравились.
Приказал Барка вдвое заплатить за драгоценности; давал он им и другие большие и богатые подарки.

Как видим, здесь Марко прямо даже не указывает, в какой конкретно из двух имеющихся (или в обеих) своих столиц  находился Берке-хан в момент встречи братьев. Впрочем, он мог этого и не знать точно.

Целый год прожили братья в земле Барка-хана, и началась тут война между ним и Алау - владетелем восточных татар.

Из того факта, что в земле Барка-хана братья прожили целый год, вполне можно предположить, что могли они посещать вместе с ханом оба его упомянутых города - и Болгар, и Сарай, однако утверждать это наверняка было бы совершенно необоснованно.

С большими силами вышли они друг на друга и стали воевать; а народ с той и с другой стороны много бедствовал. Победил, наконец, Алау [Хулагу]. А по дорогам, в то время как они воевали да сражались, ходить вовсе нельзя было, всех в плен забирали. Бывало это на той стороне, откуда братья пришли, вперед же можно было итти.
Стали братья совещаться: в Константинополь с товарами нам возвращаться нельзя, так пойдем вперед, по восточной дороге, оттуда можем и назад поворотить. Собрались, да и вышли из Болгара. Пошли они к городу, что был на границе земли западного царя и назывался Укака.
Выйдя отсюда, переправились через реку Тигри и семнадцать дней шли пустынею. Не было тут ни городов, ни крепостей, одни татары с своими шатрами да стадами.

Здесь уже точно указано, что вышли братья из Болгара, а проходили через Укек (Укак).
Попробуем же выяснить, где именно находились упомянутые в тексте города. Впрочем, об этом уже позаботились переводчики и редакторы цитируемого мной издания 1955 года.
Вот что они пишут в комментариях к тексту:

Город Болгар - одна из ставок Берке, на левом берегу Средней Волги, близ устья Камы, бывшая столица волжских болгар - был в XII в. и до последней четверти XIII в. в состоянии упадка.
В результате вторичного расцвета Болгар в XIV в. стал крупнейшим центром среднего Поволжья (в конце XIV в. его стали называть Великим Болгаром).

В нижнем Поволжье во второй половине XIII в. было два крупных татаро-монгольских центра, известных под именем Сарай, оба на Ахтубе, левом рукаве Волги: в южной части долины Ахтубы - Сарай-Бату (или Старый Сарай), в северной части долины Сарай-Берке (или Новый Сарай).

Столицей Золотой Орды и при Берке-хане оставался Сарай-Бату: в Новый Сарай столица была перенесена лишь в XIV в. Узбек-ханом (1312-1342).
Из текста «Пролога» неясно, о каком именно Сарае идет речь, так как Берке-хан живал и в Старом и в Новом Сарае (о Берке-хане и городах Сарай-Бату и Сарай-Берке подробно см. Б. Д. Греко в и А. Ю. Якубовский , «Золотая Орда и ее падение», изд. АН СССР, М.-Л., 1950).- Прим. ред.

Увек, или село Ивановское Саратовской губ. и уезда, в 12 верстах от Саратова.- И. М. (Татарское название было Укек.- В. Б.)
От большого приволжского татарского (золотоордынского) города Увек (у арабских писателей XIV в. Укек) в XVI в. сохранились лишь развалины.
Они, между прочим, подробно описаны путешественником (1579-1581) Христофором Бэрроу, служащим английской «Московской компании купцов предпринимателей». К точному описанию развалин и могил с изображениями и надписями на них X. Бэрроу, однако, присоединяет фантастический слух, будто «город этот вместе с частью замка был поглощен землей по божьему правосудию за беззаконие обитавших в нем людей» («Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке», русский перевод, 1937, стр. 264-265). На самом же деле, Увек был разорен и разрушен Тимуром в конце XIV в.- Прим. ред.

Под Тигром Здесь разумеется Волга.- И. М.
Другие начертания: Тигери, Тигрис. Юл указывает, что так называл Волгу и средневековый путешественник по Центральной Азии (1338), католический монах Паскуале из Виктории (Сицилия). Происхождение этого названия не выяснено. Юл нерешительно предполагает возможность существования в средние века «некоей легенды» о связи между реками Волгой и Тигром.- Прим. ред.

Теперь уже многое становится ясным.
Болгар и сейчас так называется, и находится в Татарстане, на правом берегу Волги ниже впадения в неё Камы, на трети пути примерно от Казани до Самары.
Бывший Увек же расположен на правом волжском берегу, чуть ниже Саратова по течению Волги.
Очевиднейший вывод - из Болгара в Увек можно попасть либо водным путём, по Волге, либо сухопутным, но тогда однозначно придется переправляться через Волгу.

Каким именно путём воспользовались братья-венецианцы, мы точно не знаем (в книге написано "шли", однако моряки, как известно, тоже не плавают, а ходят ;)), но попробуем выяснить, что примерно в те времена европейцы знали о наших краях.
Увы, достаточно подробной карты наших окрестностей, современной путешествию братьев (середина XIII века) я не нашел (да и вряд ли она существует), а потому воспользуемся более поздней, составленной уже с учетом данных, полученных Марко Поло.
В этом нам поможет Каталонский атлас подготовленный в Пальма-де-Майорка около 1375 года евреем Авраамом Крескесом и его сыном Иегудой Крескесом по заказу арагонского короля Хуана I.

Карта представляет собой восемь листов, составляющих вместе развёрнутую карту-портулан с включением информации о заморских странах по Марко Поло и Джону Мандевилю. Север по арабской традиции - снизу.



Представляю вам фрагмент этого атласа (от Казани до Каспия) с моими небольшими комментариями против обозначенных на карте объектов:



Как видим, карта более чем условна, однако и по ней видно, что Болгар располагался на левом берегу Волги ниже слияния ее с Камой, Увек (Укек) - ниже Самарской Луки на правом берегу Волги, а Сарай (Сарай-Бату, Старый Сарай) - опять-таки на левом берегу Ахтубы.

Разумеется, никакой Самары в Каталонском атласе не обозначено - не только города, которого там и в помине еще не было, но и реки Самара, что может свидетельствовать о том, что старшие Поло ее не приметили, либо о том, что они посчитали ее столь незначительным препятствием, что оно не стоило упоминания.

Впрочем, "Книга" пишет, что братья из Болгара отправились восточнее, и, судя по тому, что пришли они в Болгар их Солдадии, вероятней всего, по правому берегу Волги, ушли из Болгара они по берегу левому:

в Константинополь с товарами нам возвращаться нельзя, так пойдем вперед, по восточной дороге, оттуда можем и назад поворотить.
Собрались, да и вышли из Болгара..
Пошли они к городу, что был на границе земли западного царя и назывался Укака.
Выйдя отсюда, переправились через реку Тигри и семнадцать дней шли пустынею.
Не было тут ни городов, ни крепостей, одни татары с своими шатрами да стадами.
...
Перейдя через пустыню, пришли они в Бухару.

Если братья ушли от Болгара на восток, то как попали они в Укек, который значительно южнее?
Как полагают современные исследователи, маршрут их проходил примерно так;


Что меня смущает в этом варианте?

Тот факт, что, начав маршрут на левом берегу Волги и двигаясь как минимум сначала на восток, братья никак не могли попасть в Укек, не перебравшись через реку Волга (Тигри), но об этом нет ни слова.
Продолжив же путь из Укека в Бухару, они упоминают о переправе.
Чем это может быть вызвано?

Например, тем, что по пути из Болгара в Укек они переправились через Волгу значительно легче, чем в районе Укека, значительно выше по течению, до впадения в Волгу реки Самара, например, там, где сейчас расположен город Самара, и издревле существовала переправа в районе современного села Рождествено, миновали Жигули и далее степями добрались правым берегом до Укека

Лично мне этот вариант кажется вероятным по причине того, что ширина Волги под Саратовом, по идее, должна была быть больше, чем выше по течению, у Самары, из-за той же впадающей в Волгу реки Самары, которая в те времена впадала в Волгу ниже нынешней Самары километров на 30, а потому братьям ее преодолевать не пришлось.
Река Тигри (Волга) у Укека была более широкой, и потому переправа запомнилась.

Вот сравнение двух вариантов:



Впрочем, вариант, показанный красным, соответствующий предположениям различных исследователей, тоже возможен, но он противоречит посещению братьями Укека.
Вариант же переправы через Волгу на правый берег у Болгара противоречит указанию Марко на то, что братья выбрали восточный путь из Болгара.
Мой же вариант (зеленый) примерно соответствует описанному в книге.

Возможен и еще один вариант "восточного пути" - водный, о котором я вскользь упоминал ранее. В этом случае маршрут очевиден, находится он восточнее сухопутного, ведущего по правому берегу Волги, и также не требует упоминаний переправы через реку:



Из минусов водного пути (голубой на карте) - неизвестно, были ли в ходу у кочевников Золотой Орды суда, но отчего б и нет?

Конечно, братья Поло не могли упомянуть ни о реке Самара, до которой они, согласно моим предположениям, не доехали километров 30, ни о крепости Самара, которая появилась лишь три столетия спустя после описываемых событий.
Однако Марко Поло в "Кгиге" все же писал о Самаре - о царстве Самара:

ГЛАВА CLXVII

Здесь описывается царство Самара /Самудра/
Как выйдешь из Басмы [Песанган], тут царство Самара на том самом острове, где я, Марко Поло, прожил пять месяцев за непогодою; мешала она нам плыть дальше. Полярная звезда здесь совсем не видна, да северо-западная ни мало, ни много не видна. Живут тут идолопоклонники, говорят, что подвластны великому хану; а царь у них сильный, богатый.
Прожили мы здесь пять месяцев вот как: вышли на берег и выстроили себе крепости из лесу; там и жили, потому что боялись этих злых людей; жрут они людей, как звери.
Рыба здесь самая лучшая в свете. Пшеницы у них нет, едят они рис. Вино у них вот какое: есть у них особенные дерева: срежут они ветку с такого дерева, под тот нарез, откуда ветка была срезана, ставят большой горшок, и в один день и в одну ночь горшок наполняется, и вино то вкусное.
Дерева похожи на маленькие финиковые [пальмы]; и много в них того хорошего вина, о котором я рассказывал. Вот еще что: если срежут ветку и вино не потечет, то берут воду и поливают корни; и через малое время вино из веток опять потечет. Бывает оно красным и белым. Индийских [кокосовых] орехов, больших, хороших и дурных, тут много.
Всякое мясо тут едят, и хорошее, и дурное.

Как вы, наверное, уже сами догадались, речь марко ведет вовсе не за наш волжский город, хотя под "островом", при желании, можно понимать и Самарскую Луку ;).
Однако вот что пишут про эту Самару в примечаниях к главе CLXVII "Книги":

Самара, в некоторых рукописях Самарха; царство Самудра (по-санскритски «море»), отсюда нынешнее название острова [Суматра].
Юл помещает это царство на северном берегу [острова Суматры].
На севере Суматры, в приморской полосе в XIII в. мусульмане ачинцы (малайская народность) организовали несколько государств, подчинивших своей власти часть языческих племен батаков (группа каробатаков), живущих во внутренних районах северной Суматры. Одно из таких мусульманских государств в источниках XIII-XVI вв. называется Самудра или Суматра; отсюда и название острова.- Прим. ред.

Поскольку в нашей Самаре финиковых пальм отродясь не водилось, очевидно, что Самара Марко Поло была не та ;)

Источники:

"КНИГА МАРКО ПОЛО", Географгиз, Москва, 1955 г
Каталонский атлас на сайте Национальной библиотеки Франции
Вышитая карта «Путешествия Никколо, Маффео и Марко Поло»
сайт музея-заповедника "Судакская крепость"

карты, забытая история, изследования, топографические карты, давайте разберемся, гипотезы, загадки истории

Previous post Next post
Up