Загадки самарской набережной

Sep 30, 2021 12:37


Вопрос к коренным самарцам - вы узнаёте это место?



Признаюсь, что я, проживший в Самаре более 42 лет и не раз, не два и даже не десяток раз бывавший на всех самарских набережных, сразу не смог дать ответа на этот вопрос, поскольку не припомнил ни на одной из самарских набережных такого загиба подпорной стены.

В то же время у меня не было сомнений, что на фотографии - именно самарская набережная.
Так в чем же причина такого пердимонокля?

Вот это мы с вами сейчас и выясним, а заодно попутно приоткроем еще несколько позабытых страниц истории самарских набережных ;)

Собственно, ответ на вопрос, где располагалась изогнутая подпорная стена самарской набережной, изображенная на заглавной фотографии поста, найти оказалось довольно просто - достаточно было взглянуть на снимок с американского спутника-шпиона, сделанный им с околоземной орбиты 22 июля 1972 года:



Изгиб подпорной стены явно виден, осталось выяснить, где именно он располагался и почему мы с вами (за редким исключением) его ни разу не видели.
Не буду вас долго мучать - вот та же точка, которая отмечена кружком на снимке 1972 года, на современном космоснимке:



Этот изгиб подпорной стены находился на современном Некрасовском спуске:



После 1972 года, но не позднее 1979-го, когда я переехал в Куйбышев, Некрасовский спуск был перестроен - проезд на пляж убрали, загиб подпорной стены был ликвидирован, на его месте появились две лестницы, а сама подпорная стена продолжена до нового Речного вокзала.
Вроде бы всё логично, просто и понятно.
Так было поначалу думал и я, сравнивая спутниковые снимки, сделанные с 50-летней разницей во времени съемки, но действительная история подпорной стены от Некрасовского спуска до современного Речного вокзала оказалась несколько иной и гораздо более интересной, чем казалась поначалу.

Убедиться в этом достаточно просто, если изучить более старые снимки Некрасовского спуска.
Начал я с серии снимков волжского побережья Самары, снятых в 1930-х годах с борта волжского парохода, шедшего вверх по Волге.

Первый чрезвычайно заинтересовавший меня кадр был сделан в районе спуска к Волге современной улицы Пионерской, которая легко узнаётся по зданию с башенкой (дом мещанки Р.А. Русиновой).
На фото мы видим ... каменную подпорную стену!



Стена уходит вверх по Волге, и на одном из следующих снимков мы видим район современного Ленинградского спуска:



Подпорная стена из крупных каменных блоков продолжается и тут, но снимок заинтересовал меня не этим - под самой подпорной стеной мы видим.. - правильно, ряд из семи железнодорожных вагонов-теплушек!
Стало быть, тут проходила железная дорога.
Эта железнодорожная линия обозначена и на плане Самары 1926 года:



Согласно этого плана, железнодорожная ветка шла аж до современной ул. Осипенко и бывшей мельницы Зворыкина/Шадрина (впоследствии завод КИНАП):



Точно такой же протяженности ветка видна и на известной карте ВСНХ 1927 года:



Вроде бы всё понятно, но...
Интрига заключается в том, что на весьма подробной карте Самары и окрестностей 1934 года железнодорожная ветка вдоль волжского берега заканчивается в районе улицы Венцека (бывшей Заводской), не доходя до Ленинградской около квартала, но зато дальше обозначена линия трамвая (которая, впрочем, расположена выше по склону, на следующей горизонтали):



Данное обстоятельство наводит на мысль, что снимки волжского берега были сделаны в самом начале 1930-х, если предположить, что железнодорожная ветка к 1934 году уже не действовала.
Возвращаясь к нашим фотографиям с борта парохода, посмотрим на наш Некрасовский спуск 1930-х, на которой отчетливо видно, что каменная подпорная стена доходила до Некрасовского спуска и там заканчивалась:



Взглянув на План города Самары с посёлками 1910 года, выясняем, что до революции Некрасовская носила название Предтеченской, и, кроме того, видим, что подпорные стены на плане нарисованы и дальше Некрасовской;
:


Однако, по всей вероятности, план отражал не столько действительное положение дел, сколько желание городских властей, в чем легко убедиться, посмотрев на дореволюционные фотографии Предтеченского (Некрасовского) спуска, на которых видно, что каменная подпорная стена заканчивалась у Предтеченского спуска, а далее за ним была стенка, но явно деревянная:



То же фото крупнее:



Более ранних фотографий Предтеченского спуска мне найти не удалось, а потому обратимся к фотографиям послевоенным, времени, когда началось строительство первой очереди Куйбышевской набережной.

История строительства обычно рассказывается следующим образом:
В 1939 году был очищен берег на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками. Там обустроили временный пляж. А в 1940-м начали строительство первой по плану очереди набережной. Однако помешала война.
...
Великая Отечественная война приостановила строительство. Его возобновили лишь в 1954 году.

Фотография, датируемая 1954 годом, показывает нам вид Некрасовского спуска во времена строительства изгиба подпорной стены, показанного на первой фотографии этого поста:



Что интересно, видна железнодорожная (трамвайная?) колея, идущая вверх по Волге и теряющаяся вдали.
Железнодорожное полотно идёт вдоль берега и на фотографии строительства набережной в 1954 году, сделанной, по всей вероятности, перед Красноармейским спуском (видны Струкачи, Шаховские казармы, трубы ГРЭС):



Теперь у меня складывается впечатление, что карта 1934 года, возможно, сознательно искажала длину реальной железнодорожной линии, что подтверждается тем, что именно такой укороченной считали линию и немцы в 1942 году:



Впрочем, это не исключает возможности, что по части ж/д колеи просто ходил трамвай, благо что ширина колеи одинаковая.
На эту версию работает и Схема городского транспорта Самары (Куйбышева) 1959 года - только мне непонятно, как по одной колее умудрялись ходить одновременно трамваи 1 и 3 маршрута. двигавшиеся в противоположных направлениях.
Впрочем, на схеме явно видно, что трамвай ходил выше подпорной стены, а железнодорожная колея на всех фотографиях расположена ниже неё:



Выходит, железнодорожная ветка до КИНАПа существовала всё время, просто ее часть, шедшая параллельно трамвайной линии, сознательно не показывалась на планах начиная с 1934 года.

Еще одна достопримечательность Некрасовского спуска - расположенное чуть ниже по течению от спуска к Волге здание старого Речного вокзала - его еще видно на спутниковой фотографии 1966 года:



К 1972-му году от здания остались только  скверики, а ведь ранее это был великолепный ансамбль:



Знаменит был старый Куйбышевский речной вокзал тем, что в сквериках перед ним стояли две статуи - Ленина и Сталина, при этом Ильичч указывал, куда следует идти гостям Куйбышева:



Иосиф Виссарионович стоял ближе к Некрасовской и как бы говорил уходящим с вокзала голосом Василия Алибабаевича - "Эй, падажды! Нэ уходы, слющий, да?!":



Но, как и многим спешащим от Иосифа Виссарионовича куйбышевцам, нам пора - зато теперь вы знаете, чем был знаменит Некрасовский спуск...

СССР, Самара, забытая история, сделано в СССР, Куйбышев, давайте разберемся, загадки истории, история

Previous post Next post
Up