Самарская Лука и Пётр I

Aug 16, 2021 13:04

Сегодняшний пост продолжит серию моих постов о посещениях наших краёв великими людьми, и сегодня речь пойдёт о Петре Великом.
В описании событий мы будем опираться на архивные источники, а увиденных Петром мест - на их более или менее современное состояние.

Жигулёвские ворота, зажимающие Волгу Жигулёвскими горами со стороны правого берега, а Сокольими - со стороны левого, во времена Петра выглядели похоже, разве что не было тогда зияющих ран известняковых карьеров.



Сама Волга тогда в межень была значительно уже и маловодней, чем сейчас, однако в весеннее половодье, на которое пришлось первое путешествие Петра по Волге, уровень воды мог быть и существенно выше теперешнего, хотя к июню половодье вроде б уже спадало.

Архивные источники, повествующие о посещениях наших краёв Петром Великим, исследовал известный самарский историк-краевед Э.Л. Дубман. Вот как он описывает первое знакомство царя с Жигулями и Самарой:
В первый раз это произошло во время неудачного похода на турецкую крепость Азов в 1695 г.

22-летний «бомбардир Piter», как именовал себя в письмах сам Петр I, плыл по Волге вместе с войсками генералов Ф.Я. Лефорта и А.М. Головина. Сохранился путевой журнал этого похода. Записи в нем чрезвычайно кратки и практически не содержат информации ни о впечатлениях царя, ни о повседневности плавания по Волге. Отсутствуют сведения об остановках в городах, даже таких, как Казань. Только под Царицыным была длительная стоянка, где «караван собрался».

В письмах Петра I, а их было написано и послано во время этого похода несколько, также практически отсутствуют впечатления от волжской природы, городов и селений, встреч с местными властями. Все они сугубо деловые. Царя, прежде всего, одолевали мысли и заботы о целостности и нуждах экспедиции.

25 мая (все даты даны по старому стилю) караван судов миновал Камское устье и «город Тетюшинский». В журнале идет подробный перечень сел и деревень, встречающихся по обоим берегам Волги. Вполне очевидно, что прибрежная зона в это время была достаточно заселена и освоена. Конец мая выдался с ветрами, дождями и сильным волнением на Волге. Петр торопился, суда останавливались на якорь только из-за плохой погоды.
В тексте журнала постоянно встречаются фразы подобные следующей «Для погодья стали на якорь; якорь вынув, пошли в путь свой» (25 мая).

<...>

Волга до зарегулирования стока каскадом ГЭС на карте Самарской Луки 1940 года:



27 мая в связи с плохой погодой караван судов должен был некоторое время простоять у правого берега во владениях Новодевичьего монастыря. Видимо, это произошло где-то между современными селениями Новодевичье и Усолье.

После Усолья царский караван должен был миновать гору Лепешка, возле которой в Волгу в то время впадала узенькая река Уса:



Не мог царь не заметить Молодецкого кургана - Волга в то время сильно петляла на месте нынешнего водохранилища, но возле кургана подходила почти к его подножию:



Сейчас курган выглядит всё так же величаво, хотя все многочисленные острова у его подножия ушли под воды Жигулёвского моря:



28 мая суда остановились из-за непогоды у д. Моркваши (в настоящее время г. Жигулевск), но вскоре вновь отправились в путь и к вечеру миновали Царев курган.

Современный вид на Царёв курган с высоты Жигулей:



Сохранилось предание о том, что во время этой кратковременной остановки Петр поднимался на Лысую гору (рядом с современной пристанью «Жигулевское море») и даже высек на камне, венчающем вершину, какую-то надпись.

Позднее многие пытались найти и прочесть эту надпись, но кроме невнятных начертаний, оставленных либо ветровой эрозией, либо действительно резцом царя, ничего не смогли обнаружить.

Например, 12 сентября 1838 г. известные художники братья Григорий и Никанор Григорьевичи Чернецовы, совершившие первое в России «художественное путешествие» по Волге, узнав от своего проводника о камне с посланием царя, поднимались на Лысую гору. Приведем их свидетельство: «… проводник указал нам на небольшой каменной скале высеченные слова, которые время уже поизгладило; как ни старались мы узнать содержание надписи, но не смогли ничего разобрать: многие литеры истреблены, а которые сохранились, те не имеют настоящего своего вида».

Но в самой достоверности высеченной надписи Чернецовы не усомнились.

Волга между Морквашами и Царёвым курганом в районе современного пос. Зольное, появившегося на карте в середине XX века:



29 мая, не останавливаясь, караван миновал Самару.

Во времена оно Волга в районе современного острова Зелёненький делилась на два рукава, причём основное русло шло у левого берега (в правой части снимка внизу), а вдоль Жигулей текла Серная Воложка.



30-го в день, когда у Петра был день рожденья, прошли Сызрань.

Второе посещение Самарской Луки Петром I оказалось более содержательным, чем первое:
... 50-летний император вместе с супругой Екатериной проплыл по Волге в начале июня 1722 г. во время Персидского похода. В этот раз Петр не торопился.

<...>

В Симбирске 9 июня были сменены гребцы, сам город император не посетил.

<...>

После Симбирска «государева галера» вновь приставала к берегу у с. Новодевичье, которое вместе с окружающей местностью еще в 1710 г. перешло во владение светлейшего князя А.Д. Меншикова. Затем, судя по походному журналу, нигде не останавливались вплоть до Самары.

Конечно, Самара во времена Петра выглядела совершенно иначе, более того - представляла собой небольшую крепостцу на самом мысу меж реками Волгой и Самарой, а на месте всего, что вы можете видеть на следующем снимке, были поросшие лесом овраги:



Самара на иллюстрации из книги "Путешествия Адама Олеария" ("Les voyages du Sieur Adam Olearius"), переизданной в 1727 году, показывает нам город, который мог видеть Пётр во время своего первого путешествия:





Надо отметить, что Самара, увиденная Петром в 1722 году, уже сильно отличалась от той, что мог видеть Олеарий и сам Пётр во время своего первого путешествия.

Город, который посетила императорская семья, существенно отличался от Самары 1695 г. «Кремль и палисад» старой Самары «згорели без остатку» в 1703 г.

Новый «замок» был выстроен на свободном месте, примерно в 200 м к северо-востоку от сгоревшего кремля - «от жилья к степи». Это была земляная крепость в форме ромба, с частоколом и башнями. Площадь ее составляла около 4 га. Вся прочая жилая застройка города была защищена тянувшимися от северной оконечности крепости тарасами (деревянными крепостными стенами), перемежаемыми сторожевыми башнями, а также палисадом из бревен и рогатками. Эта система укреплений выходила к Волге в районе современной площади Революции

Интересующихся границами Самары той поры отсылаю к одному из моих постов на данную тему, а мы продолжим описание второго путешествия Петра I в Самару.

10 июня «после полудня в 3-м часу приехали к Самаре и переменили гребцов, а его Величество ездил осматривать того города, который огорожен досками. И после того пошли в путь и ехали во всю ночь»

Сопровождал царя в его осмотре Самары и показывал крепость местный комендант подполковник Василий Федорович Кушников.

Несмотря на мнение некоторых историков о том, что Пётр поднимался на Царёв курган и посещал серный завод на противоположном берегу у горы Серная, Э.Л. Дубман документальных свидетельств, подтверждающих этим версии, в архивах не обнаружил:

Однако, судя по походному дневнику 1722 г., судно, на котором плыл император, в Жигулевских горах не приставало. Сведений об осмотре производства серы там не содержится.

Тем не менее, совершенно очевидно, что не заметить Царёв курган царь не мог.

Царёв курган в 1930-х - на подпись под фотографией внимания не обращайте, это ошибка в книге, на фото именно Царёв курган и Христорождественская церковь в селе Большая Царевщина, в чем легко можно убедиться на Гуглопанорамах.



Как раз в это время, в 1931 году, церковь в Большой Царевщине была закрыта. Церковь же в Ширяево выглядела совсем иначе - этот вопрос мы уже исследовали как-то.

Царёв курган до революции выглядел вот так:



Во времена Петра этот крупный известняковый массив еще не был изуродован карьерами, первые из которых начали разрабатывать еще при строительстве Сызранского (Александровского) моста через Волгу в 1876-1880 г.г.

Следы этих разрушений скального массива хорошо видны на дореволюционных фотографиях кургана:



Однако наибольшие разрушения кургану причинил Волгострой:

Знаменитый Сызранский мост через Волгу построен из него и вот благополучно стоит почти полсотни лет. Значит, и на Волгострое этот известняк может быть пущен в ход безбоязненно.

После строительства Жигулёвской ГЭС известняк кургана еще некоторое время разрабатывался Сокским карьероуправлением.

Гора Серная до сих пор выглядит, по-видимому, примерно так же, как и во времена посещения этих мест Петром - разве что от работавшего тогда у её подножия, на берегу Волги, серного завода доныне сохранились только черепки тиглей, использовавшихся для выплавки самородной серы.



Сокольи горы между Коптевым и Студёным оврагом изменились со времени Петра, думается, незначительно:



Миновав Самару, царь проплывал мимо Васильевских островов:



Источники:

Дубман Э.Л. Южное Средневолжье в планах и деятельности Петра I - журнал "ВЕСТНИК АРХИВИСТА", 2013 г. № 3 (123), с.188
Большая Волга : очерки / Яковлев Александр Степанович ; предисл. Чаплыгина А. В. - [М.] : Молодая гвардия, 1933. - 77, [2] с., [1] л. карт. : ил., карты, схем.
Les voyages du Sieur Adam Olearius"

Самара, забытая история, как это было, Самарская Лука, история

Previous post Next post
Up