Среди самых значимых и часто посещаемых жителями родников муниципального района Кинельский
числится и источник «Угорье» в сельском поселении Кинельский.
Я несколько раз посещал этот источник, расположенный в живописной низинке, в которой то теряется, то вновь появляется река Язёвка, с которой связано второе название родника -
Язёвский, именно под этим названием указывает на него карта OpenStreetMap.
Несмотря на то, что родник часто связывают с поселением Угорье, сам он находится на довольно заметном расстоянии от поселения - по дороге до родника от села примерно 3800 метров.
От Угорья к роднику ведет хорошо укатанная грунтовка, по которой мы вчера на пару со знатным
ананасоведом, профессиональным
хасколюбом и опытным
бёрдвотчером Алексеем Калистратовым и отправились на велосипедах.
Разумеется, до Угорья нам тоже надо было добраться ;).
Автомобилисты обычно отправляются к роднику по автодороге 36К‑851 Самара - Бугуруслан, с которой к Угорью ведет асфальтированное шоссе, и только последние три с лишним километра делают по грунтовке.
Нам же было лень нарезать крюк по шоссе, да и на велосипеде куда как безопасней ездить по пустым грунтовкам, нежели по загруженной машинами трассе, а потому ехали мы к Угорью в основном грунтами.
Общее расстояние от дома до родника и обратно у меня вышло около 33 километров, на всё про всё ушло около трёх часов - мы не сказать что б особо торопились, ибо жара за тридцадник с гаком ;).
Рельеф в этих местах практически отсутствует, хотя GPS и умудрился насчитать общий набор высоты в 163.8 метров, что, впрочем, на 33 километра - практически ничто - так что маршрут наш вполне себе по силам начинающим велосипедистам ;)
За время, прошедшее со времени моего последнего посещения родника, его облагородили (что, безусловно, хорошо и правильно), но отчего-то с явным "православным уклоном".
Я весьма терпимо отношусь к согражданам, исповедующим различные религии и культы, однако мне совершенно непонятно, по какому праву представители одной, пусть и доминирующей в наших краях, конфессии, монополизируют общенародный ресурс, каковым, безусловно, является природная питьевая вода.
Будем надеяться, что приверженцам иных мировых религий пофиг на то, какие символы и каких религий воздвигаются около источников, и это не оскорбляет их не таких ранимых религиозных чувств ;)
Надо заметить, что современная наука не находит корреляций между религиозными обрядами и свойствами воды.
Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований в бюллетене "В защиту науки" (2016. - № 17) в статье "Вода индикаторная" авторов Архипова М. В. и Сергеева А. Г. высказывается по этому поводу совершенно однозначно:
Современная наука пристально изучает воду и ее действительно весьма интересные свойства. Результаты этих исследований, отражаются в публикациях ведущих рецензируемых научных журналов и суммированы в хорошо известных специалистам монографиях (например, в классической монографии Д. Эйзенберга и В. Кауцмана).
На сегодня можно с безупречной надежностью утверждать, что в воде не образуются никакие структуры, способные «запоминать» или хранить информацию, не существует никакого явления аквакоммуникации, передающего эту информацию на расстояние и пр. Вода не подвержена воздействию слов, рок-музыки, мыслей человека, неважно, именует ли он себя экстрасенсом или священником.
Вода не мутнеет и не светлеет от чтения молитв и не приобретает бактерицидных свойств в результате обряда освящения, так что она не может быть индикатором силы религиозной веры. Все это домыслы людей давно оторвавшихся от науки.
Если углубиться в историю вопроса придания родникам мистически-религиозных свойств, то обнаружится, что культ родников восходит к временам язычества - так, например, еще
в Древнем Риме существовал обычай проведения праздников, связанных с родниками:
13 октября - Фонтиналии - праздник воды (возлагали венки на колодцы, пускали их по воде, струившейся из родников).
Так что с корнями этого обычая всё понятно, что, впрочем, не оправдывает необходимости воздвижения близ родников не несущих функциональной нагрузки религиозных символов.
Вот с чем трудно не согласиться - так вот с эти с изречением:
Но вернёмся к нашему роднику.
Его чаша накрыта двускатным навесом из профлиста, а от чаши проведена труба, из которой и предполагается набирать воду.
Возле выхода трубы установлен навес.
Несмотря на иссушающую жару этого лета, дебет родника довольно немаленький:
Живительная влага окрашивает окрестные пожелтевшие поля в приятный зеленый цвет:
Что касается качества воды из этого родника, то на него совершенно не влияет, освящен он или нет, а вот то, что в водичку с окрестных полей вполне могут просачиваться удобрения, пестициды и прочие гербициды, которыми их наверняка удобряют - это факт, поскольку подстилающие породы выше водоносного горизонта - в основном песочек, который отлично фильтрует взвеси, но не особо хорошо - растворенные в воде вещества, таки это не обратный осмос.
Несмотря на это,
эти энторнеты утверждают следующее:
Вода родника согласно проведённым исследованиям, особо ценная по своему составу и полностью соответствует ГОСТу "Вода питьевая".
Как такое может быть - одновременно и особо ценная по своему составу, и полностью соответствует ГОСТу "Вода питьевая", мне не ведомо.
Впрочем, без лабораторного анализа тут ничего не сказать...
Испив холодной водицы, довольно приятной на вкус, и умывшись, поднимаемся по бетонной лесенке к дороге и оставленным у креста велосипедам, и напоследок любуемся окрестностями заболоченной и заросшей реки Язёвки:
Небольшой подъём в горку перед Угорьем - и по асфальту мы шустренько скатываемся к железнодорожному переезду, который оказывается закрытым по причине прохода странного состава, состоящего из локомотива и одного вагона с забавной башенкой - прям купол станции "Мир", ни дать ни взять ;).
Дальнейший путь ничего нового не принёс, а дома в холодильнике меня ждала награда ;)
Источники:
Родники Кинельского района. Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2020 (сентябрь) Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 3-е изд., испр. и доп. - Челябинск, 2010. - 251 с./a>