Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки негабаритных грузов:
А ведь этот причал в 80-х был частью проекта по созданию и транспортировке компонентов самой мощной советской ракеты-носителя - "Энергия", выведшей на орбиту советский космический челнок "Буран"...
Этот сломанный почти под корень кнехт с причала "Прогресса" как нельзя лучше подходит для иллюстрации современного положения завода в сравнении со временами расцвета советской космонавтики...
К причалу я добрался на велосипеде...
... хотя состояние инфраструктуры и до сих пор позволяет это сделать практически на любом автомобиле:
Сегодня причал эпизодически используется для погрузки экскурсантов на прогулочный кораблик, который как раз грузился во время моего визита:
К причальной стенке примыкает огромная бетонированная разворотная площадка:
Всё, что осталось от въездного портала, ведущего к причалу - когда-то здесь наверняка помещался КПП с охраной причала:
Мои личные исследования, подробности которых приведены ниже, показывают, что причал был построен в период между 1976-м и 1985-м годами - то есть, примерно тогда, когда в СССР начались работы по программе "Энергия-Буран", и использовался для погрузки на баржи крупногабаритных элементов конструкции центрального блока ракеты-носителя. "Энергия" для доставки их по Волге и каналам сети Москва-Волга на испытательную базу в ЦНИИМаш в подмосковном Королёве.
В книге Белякова Б.В. "Звездный путь «Прогресса»" (Самара: Изд-во СамНЦ РАН, - 2014) указываются следующие подробности участия Самарского "Прогресса" в проекте "Энергия-Буран":
В феврале 1976 года правительство СССР приняло постановление «О создании многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов».
На подготовку эскизного проекта ушло два года.
Самарскому заводу «Прогресс» досталось самое трудное - изготовление центрального блока Ц, стартово-стыковочного блока Я, а также сборка носителя «Энергия» и отработка стыковочных процессов с космическими объектами.
Завод изготовил уникальный в практике отечественного сварочного производства центральный блок второй ступени длиной 60 метров, а диаметром 8 метров.
Именно проблема транспортировки такого крупного негабаритного изделия даже частями потребовала применения нескольких нестандартных решений - вот пишет на эту тему сайт
buran.ru:
При разработке конструктивно-компоновочной схемы ракеты-носителя пришлось учитывать возможности производственно-технологической базы.
Так, диаметр ракетного блока 2 ступени был выбран 7.7 м, так как больший диаметр (целесообразный по условиям оптимальности) реализовать было нельзя из-за отсутствия соответствующего оборудования для механической обработки, а диаметр ракетного блока 1 ступени 3.9 м диктовался возможностями железнодорожного транспорта.
...
Головным заводом по изготовлению центрального блока (блок Ц) и сборке ракеты-носителя "Энергия" был определен Куйбышевский завод "Прогресс" (А.А.Чижов).
Перед нашим самарским заводом "Прогресс" в полный рост встала проблема транспортировки огромных баков блока "Ц" (водородного и кислородного) в Москву для проведения прочностных испытаний, и на Байконур - для испытаний и окончательной сборки готовых изделий.
В процессе отработки отдельных частей блока Ц (его огромных водородного и кислородного баков) потребовалось
проведение множества прочностных испытаний, которые проводились как на самом "Прогрессе", так и в подмосковном ЦНИИМаше:
Для проведения испытаний центральный блок членился на отдельные фрагменты, которые по своим габаритам соответствовали возможностям прочностных стендов. Эти фрагменты называли сборками.
<...>
В испытаниях 2И-1 участвовали сборки 1 и 2, которые проходили статические испытания без разрушения на заводе "Прогресс". В ЦНИИМаше статические испытания проходили сборки 3 и 4 как более габаритные. Испытания 2И-1 под нагрузки, эквивалентные нагрузкам стендовой ракеты 5С, проводились со сборками 3 и 4.
Вначале эти сборки прошли полную программу нагружений в ЦНИИМаше, затем были перевезены в Куйбышев, на "Прогресс" и испытывались статическим нагружением в криогенном стенде. После завершения программы криогенно-статических испытаний имитаторы нижней части бака окислителя, верхней и нижней частей бака горючего были подвергнуты автономным статическим испытаниям до достижения разрушающих нагрузок.
Сборка 2 прошла криогенно-статические испытания полностью. Дополнительно были подвергнуты испытаниям по специальной программе имитаторы нижней части бака окислителя, нижнее днище и обечайка этого же бака и бак в целом под нагрузки 5С. Испытывался хвостовой отсек в ЦНИИМаше.
Размеры сборок были различны, наиболее габаритной была сборка 3 -
её диаметр равнялся диаметру блока Ц, и лишь длина была значительно меньше размера блока Ц целиком:
Сборка 3 для испытаний средней части блока Ц состояла из межбакового отсека с пристыкованными платформами баков окислителя и горючего.
Тем не менее, все сборки имели габариты, исключающие их доставку обычным железнодорожным или автомобильным транспортом, поэтомы были разработаны альтернативные методы транспортировки (
Б.И. Губанов. "Триумф и трагедия "Энергии"):
Транспортировка.
Блок, его отсеки и грузы транспортируются на платформах и тележках на пневматическом ходу или по специальному рельсовому пути. В пределах Европейской части России опробована транспортировка отдельных отсеков, как груза, на внешней подвеске амортизированных опор вертолета.
Транспортировка по водному пути производилась на притопляемой под речными мостами барже-площадке. Все эти виды транспортировки использовались при доставке отсеков для проведения прочностных испытаний.
Изготовленные в Куйбышеве на заводе "Прогресс", отсеки погружались на автодорожную тележку и доставлялись на специально сооруженную речную пристань. Далее баржа по Волге отправлялась до города Жуковский Московской области и вертолетом перемещалась в подмосковный город Калининград, на посадочную полосу возле ЦНИИМаша, где располагается отраслевая прочностная база.
Помимо водного, использовался и другой способа доставки, воздушный - для него потребовалось значительно увеличить длину ВПП заводского аэродрома:
Опробована круглогодичная транспортировка с завода "Прогресс" в Казахстан, на космодром Байконур баков водорода и сборка бака кислорода с межбаковым и хвостовым отсеками, как отдельных грузов, на фюзеляже самолета ВМ-Т.
О воздушном способе транспортировки, для которого использовались специально построенные для этой цели самолёты:
ВМ-Т (модернизированный бомбардировщик 3М конструкции Мясищева) и
Ан-225 "Мрия", специально созданный именно для транспортировки компонентов системы "Энергия-Буран",
я расскажу позднее отдельным постом, а сегодня речь пойдёт только о транспортировке негабаритных грузов по рекам Самара, Волга и каналам системы Москва-Волга.
Для транспортировки элементов блоков Ц по реке заводу потребовался причал - и он был построен.
Конкретной дата постройки этой специальной речной пристани завода "Прогресс" мне обнаружить не удалось, и для примерного определения временного диапазона строительства я провёл собственное расследование на основе анализа космоснимков.
В 1966 году никакого причала на реке Самара у завода "Прогресс" не было, о чем свидетельствует американский спутниковый снимок:
Не было причала на Самарке и в 1975 году, о чём бесстрастно свидетельствует декабрьский снимок американского спутника-шпиона:
А вот уже через 10 лет, в 1985-м, причал и бетонка, ведущая к нему от заводов, уже появились - это становится очевидным, если сравнить несколько снимков:
В том, что в 1985-м это был уже именно причал, несмотря на низкое разрешение снимка 1985 года от Google, можно легко убедиться, сравнив с ним снимки 1975 и 2002 года - именно 2002-м датируется первый снимок высокого разрешения у Google, на котором отчетливо видна причальная стенка, погрузочно-разворотная площадка и бетонка к заводам:
Снимок 2002-го года интересен еще и тем, что на нём видны следы использования причала (правда, уже не для перевозки негабарита, а для разгрузки сыпучих грузов).
В 2010-м причал уже пуст:
В наше время из космоса причал выглядит вот так:
На сайте компании "Промтакелаж", занимающейся перемещением тяжелых и негабаритных грузов, я обнаружил фотографию одной из барж "ЦСКБ-Прогресс" с негабаритом:
Крепление груза на барже для ЦСКБ "Прогресс"
Впрочем, на барже на фото не сборки от "Энергии", а какой-то иной негабарит - возможно, элементы стартово-стыковочного блока Я.
Блок Ц выглядел примерно так, как на следующем фото.
Монтаж водородного бака второй ступени ракеты-носителя "Энергия":
От всего былого великолепия до наших дней дожил лишь изрядно потрёпанный вешними водами причал, фотографии которого вы видели в начале поста.
Одно время, лет 10 назад, перед Мундиалем, когда рассматривался проект строительства стадиона на стрелке рек Самары и Волги,
правительство области рассматривало возможность переноса самарского речного порта на место причала "ЦСКБ-Прогресс":
"Есть вариант размещения порта на базе причальной стенки "ЦСКБ-Прогресс".
Русловая часть реки Самары в этом районе считается судоходной до поселка Алексеевка, а оттуда уже идет нормальное углубление фарватера.
На мой взгляд, это был бы наиболее приемлемый вариант", - сообщил порталу 63.ru заместитель министра строительства и ЖКХ Самарской области Анатолий Баранников. Чиновник отметил, что решение остается за минтрансом.
Но затем стадион решили строить на антенном поле
радиоцентра № 3, и заводская причальная стенка осталась не у дел, как ветшающий памятник советской и российской космонавтике, пережившей свои когда-то лучшие времена...