Судьба "Красного Перекопа"

Jan 18, 2021 14:40

53.291874, 50.163531 - координаты места, где до осени 2008г (или лета 2010 г. по другим источникам) находились останки 2 колесных буксиров:




Есть мнение, что один из этих ныне несохранившихся колесных пароходов - паровой буксир (проекта 732 или 733), который водил плоты по Волге и Каме.
Назывался он колесный буксир "Красный Перекоп":

"Красный Перекоп" долгое время использовался в качестве дебаркадера на лодочной станции з-да Катэк на Советской Армии, затем в 1977-79 г.г. его перевезли в Грязный затон. Там он использовался в том же качестве (ребенком я иногда ночевал в нем, помню как обжигала ступни клепаная палуба)

После перестройки он был брошен на берегу затона и долгое время ржавел там.

В 2004-05 годах его местные энтузиасты разрезали и по льду утащили на металл. На месте его последнего пристанища до сих пор лежит асбестовая обмотка паровых труб, остатки теплообменников и пр.

Снимок 1971 года подтверждает, что в это время буксиров в Грязном затоне не было:



Впервые эти два буксира я увидел на этом месте то ли в 1979-м, то ли в 1980-м году, когда мой дядька прокатил меня с Красной Глинки в Грязный затон и обратно на своей "Казанке".
Потом я плавал к этим ржавым колесным буксирам на байдарке во второй половине 1980-х и даже высаживался на палубу одного из них летом 1992 года.
Уже тогда в крыше надстройки зияли огромные дыры - кому-то понадобились листы обшивки старого колесника, и они были варварски вырезаны газорезкой...

В 2011 году от колесников не осталось уже и следа - видимо, обломки корпусов утащили по льду на разделку:



Еще одно сообщение об этом буксире на речном форуме:
Какое-то время до 1978 года буксир стоял под НФС г.Самары.В 78 году переведён (перешёл?) в затон Грязный и использовался как дебаркадер лодочной станции завода КИНАП [автор ошибся, в следующем сообщении уточнил - завода КАТЭК].
Затонул тогда же по халатности сторожей станции.
Я рыбачил над ним лет 15, во вторник,23.10.2012 г.будет поднят сборщиками чермета и порезан на металл (убил бы,но это их хлеб).
Говорил с ними лично, если не врут, водоизмещение 120 тонн, длина 45 метров.

Название второго буксира, по-видимому - "Кожанов".

Но есть и иное мнение - что "Красный Перекоп" - это переименованный в 1929 году буксирный пароход "Татьяна":
Список паротеплоходов Волжского Госпароходства Подлежащих переименованию, согласно утверждению таковых Начальником Центрального Управления Внутренних Водных Путей от 18/I-1929 г. на основании приказа НКПС от 29/IX-1928 г. № 559.

№№ п/п / Старое название / № суд.св. п/приписке / Мощность в индик.силах / № свид. Регистра СССР / Вновь намеченное название

...
Буксирные пароходы:

...
13. "Татьяна" / 767 / 230 / 8521 / "Красный Перекоп"
...
Начальник Отдела Внутреннего Судоходства / Шестаков /

Получается, "Татьяна" мощностью 230 л.с. - это и есть "Красный Перекоп"?

Увы, выяснить это уже вряд ли возможно, в судьбе "Красного Перекопа" ясно лишь одно - он нашел свое последнее пристанище на берегу Грязного затона, простоял там почти три десятилетия, и был порезан на металлолом...

Самара, забытая история, заброшенные объекты, Самарская Лука, загадки истории

Previous post Next post
Up