«...из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Цитата, приписываемая А.В.Луначарским В.И.Ленину. Сегодня в моей традиционной, но временно незаслуженно позабытой рубрике
"байки" - совершенно, как всегда, правдивая байка о том, как я на практике продвигал в массы главнейшее из искусств - в полном соответствии с заветами вождя мирового пролетариата - лицом к деревне.
КПСС в советские времена никого не оставляла надолго без своего внимания - будь то ученые различных НИИ или студенты ВУЗов, посланные волею советских вождей на поля совхозов и колхозов "бороться за урожай", или пионеры и школьники, отправленные в пионерские и трудовые лагеря с той же целью помощи города деревне - всех их согласно заветам Ильича надлежало периодически окормлять приобщением к искусствам, начиная от лекций о вреде курения и заканчивая концертами художественной самодеятельности или непременной дискотекой под эгидой райкома комсомола.
Не оставалось в стороне, разумеется, и важнейшее из искусств - для продвижения которого непосредственно в массы, прямо на поля, в леса и огороды, служили так называемые
кинопередвижки:
Кинопередвижка - портативная киноустановка для демонстрирования кинофильмов, напечатанных на 35 и 16 мм кинопленке в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекционными установками, а также на открытых площадках.
Разумеется, к каждой кинопередвижке придавался киномеханик - и вот именно в этой роли мне и удалось подвизаться летом 1980 года на открытых площадках и в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекционными установками.
Весной 1980-го я сдал выпускные экзамены в школе, и до начала вступительных экзаменов в ВУЗ был совершенно свободен.
Воспользовавшись моей свободой и ничегонеделаньем, мой дядька Анатолий Михалыч, в конце 1970-х - начале 80-х служивший радистом в ДК "Октябрь" на Мехзаводе и заодно подрабатывавший там же киномехаником, позвал меня с собой в многодневное турне по областным селам, куда его командировал родной ДК с почетной миссией сеять разумное, доброе и вечное среди обитателей пионерских, трудовых и студенческих лагерей.
Сеять предполагалось при помощи кинопередвижки и главнейшего из искусств путём демонстрации предварительно одобренного Партией и Правительством в лице ГлавЛита кинорепертуара.
Как вы понимаете, мне, 17-летнему пацану, даже само по себе участие в подобном вояже уже было чертовски интересно, не говоря уже о том, что Михалыч, как я по-свойски именовал дядьку, пообещал меня научить самостоятельно "крутить кино".
Тут наши интересы полностью сходились - Михалыч объяснил и наглядно продемонстрировал мне принцип работы простейшего 16-мм киноаппарата "Украина", которым была оборудована наша кинопередвижка, представлявшая собой автобус на базе грузовика ГАЗ-53, салон которого был переоборудован под передвижную кинобудку и мобильный диск-жокейский пульт, а затем самоустранился, отправившись с водителем автобуса по своим делам, а я с огромным энтузиазмом вытаскивал, устанавливал и настраивал киноаппарат, демонстрировал публике фильму, перематывал после показа катушки с пленками, готовя их к следующему сеансу, и собирал оборудование после окончания сеанса.
Наша простейшая кинопередвижка предназначалась для показа 16мм фильмов и называлась "Украина":
Киноустановка "УКРАИНА-5" представляет собой комплект кинопроекционной аппаратуры, предназначенной для демонстрирования черно-белых и цветных 16-ти мм фильмокопий с фотографической или магнитной фонограммой. Киноустановка может использоваться как кинопередвижка, или в стационарных условиях.
...
Масса киноустановки 85 кг
Изготовитель: Одесский завод "Кинап"
Выглядел агрегат вот так:
"Украина" была проста, как автомат Калашникова, имела открытый лентопротяжный тракт, и вся премудрость ее эксплуатации состояла в том, что б следить за тем, что бы не "убежала" петля, предназначенная для компенсации рывков кадропротяжного механизма.
Убедившись, что я за пару-тройку самостоятельно проведенных сеансов вполне освоился с демонстрацией 16-миллиметровых короткометражек, дядька пообещал в следующий визит в город за новой сменой фильмов, забрать из ДК более серьёзный киноаппарат и научить меня показывать уже вполне нормальные широкоэкранные фильмы, состоящие из нескольких частей, для непрерывности процесса показа которых применялась двухпостная 35-мм киноустановка КН-20П.
35-мм двухпостовая киноустановка:
Киноустановка КН-20 предназначена для демонстрирования 35-мм обычных, кашетированных и широкоэкранных фильмов с оптической фонограммой в режиме кинопередвижки, а также стационарно в залах до 150 мест.
...
КН-20П передвижная двухпостная киноустановка, предназначенная для демонстрирования кинофильмов с полуавтоматическим или ручным переходом с поста на пост без перерыва на перезарядку.
...
Масса кинопроектора - 40 кг.
Масса киноустановки - 200 кг.
Обе киноустановки устанавливались рядом, прицеливались на один и тот же экран, и попеременно демонстрировали части фильма, переключаясь последовательно с одного проектора на другой.
Планировался объезд нескольких крупных трудовых студенческих лагерей, и требовалось сменить не только киноаппаратуру, но и кинорепертуар.
Мы с дядькой погрузили в наш автобус кучу коробок с фильмами и две киноустановки, которые должны были переключаться вручную при достижении конца текущей бобины.
Михалыч показал мне, как их заряжать и как отслеживать момент для переключения - для чего нужно было следить за специальными символами, демонстрируемыми в правом верхнем углу кадра за несколько метров до конца текущей бобины.
В этот момент надо было вручную запустить второй киноаппарат, который, разогнавшись и перемотав ракорд, автоматически отключал при включении первый.
Если все успеть сделать вовремя, то зрители даже не замечали переключения показа с одного аппарата на второй - просто один эпизод на экране сменял другой.
Поскольку в этот раз у нас была и "взрослая" аудитория - студенты, и "взрослая" же киноаппаратура - двухпостная 35-мм кинопередвижка, да еще с анаморфотной насадкой для демонстрации широкоэкранных фильмов, дядька умудрился получить в прокатной конторе по блату первый советский боевик - буквально только что поступивший в прокат фильм "Пираты XX века".
Поскольку фильм состоял из нескольких, ЕМНИП, аж целых то ли 10, то ли 11, коробок с 600-метровыми катушками пленок, то посмотреть во время демонстрации сам фильм у меня особо времени не было - надо было после запуска первой части найти коробку со следующей частью, убедиться, что плёнка смотана на начало, подготовить и зарядить киноаппарат второго поста, и затем внимательно следить за сигналом об окончании первой части, что бы вовремя запустить второй киноаппарат и переключить показ на него.
После запуска следующей части надо было остановить первый аппарат, снять с него пленку, аккуратно перемотать ее на пустую катушку в начало, положить в свою коробку, найти и достать из другой коробки следующую часть, зарядить ее в освободившийся аппарат - и так далее...
А если еще при перемотке или демонстрации, паче чаяния, пленка еще и порвётся - то во время демонстрации очередной части надо было еще и успеть ее склеить, да так. что б перфорация совпала и разрез был между кадрами ;).
В общем, скучать не приходилось, поглазеть не девчонок - зрительниц - и то особо времени не было - но я был доволен и горд собой, ибо чувствовал себя повелителем важнейшего из искусств ;))
Так что "Пиратов..." я целиком смог посмотреть только через несколько месяцев, осенью, вернувшись из "колхоза" после поступления в институт.
Впрочем, после окончания того сеанса "Пиратов..." труды мои были замечены и отмечены, ибо во время последовавшей за сеансом дискотеки я не был обделен вниманием представительниц лучшей половины человечества, таки успевших обратить своё внимание на гордо суетившегося возле магических агрегатов повелителя важнейшего из искусств... :))
Вся моя дальнейшая жизнь наглядно доказала, что не бывает совершенно бесполезных знаний и умений, пусть даже и приобретенных невзначай и совершенно случайно - когда-нибудь, возможно, через много-много лет и совершенно, казалось бы, случайно.
Рано или поздно, не всегда даже напрямую, а зачастую косвенно, вам пригодится когда-то приобретенный опыт и, казалось бы, совершенно бесполезные знания... ;)
Так получилось и с моим опытом киномеханика - спустя 8 лет, когда меня, тогда уже молодого специалиста, отправили в числе прочих сотрудников и преподавателей КуАИ со студентами "на картошку" к черту на кулички - в Калиновку, я, как имевший опыт радиста и киномеханика, был назначен лагерным радистом, подчинявшимся напрямую комиссару нашего сводного сельхозотряда и имевшим в своём полном распоряжении радиорубку с полным набором необходимой радисту и киномеханику аппаратуры, начиная от двухпостной кинопередвижки и заканчивая радиостанцией и радиоприемником "Урал" с стационарным усилителем мощности.
Полтора месяца слякотной и довольно холодной осени я провёл в теплой радиорубке, объявляя подъёмы и отбои по лагерю, вызывая в столовую первую и вторую смену на завтраки, обеды и ужины, транслируя через громкоговорители бравурные советские марши и демонстрируя студентам кинофильмы дважды в неделю, когда привозили свежие коробки с фильмами.
В мои обязанности входила еще и подготовка наглядной агитации в виде плакатов, "боевых листков", "Молний" и отрядной стенгазеты, готовить которые в компании симпатичной студентки, назначенной мне в подчинение отрядной художницей, было куда как увлекательней, чем быть бригадиром студотряда, подгоняя ленивых и отстающих студентов в слякотных, ветреных и холодных осенних полях. ;))
Поднимать студентов в атаку на борьбу с урожаем из радиорубки было куда как комфортней, чем делать то же самое в полях -- таковая незавидная участь была уготована всем сотрудникам, отправленным "в колхоз" со студентами, и спасти от нее могли только востребованные "колхозной" жизнью знания и умения - такие, как у меня, моей штатной художницы или истопника - деревенского парня, умеющего обращаться с дровяными печами ;)).
Впрочем, описание нашего тогдашнего веселого житья-бытья - уже другая история, возможно, когда-нибудь расскажу... ;)
P.S.
Хитами дискотек лета 1980 года были "Кружатся диски" Валерия Леонтьева - кто б мог подумать, что старина дотянет до эстрады нашего времени ;)))