В качестве одного из примеров "невозможности" точной резьбы по граниту без наличия твердосплавных стальных инструментов довольно часто приводится вот эта фотография:
Нетрудно установить, что на ней - фрагмент обелиска с площади Минервы в Риме, датируемый VI в. до н.э.
"В центре площади древнеегипетский обелиск (VI в. до н.э.), установленный на спине огромного мраморного слона работы скульптора Бернини" Я и сам видел эту колонну в Риме:
И даже снимал этот обелиск в 2012 году:
Так что даже если иероглифы на этом обелиске оригинальные, а не подретушированные Бернини в 1667 году, то VI век до н.э. - это не такой уж древний Египет, как во времена Тутмоса I (правил приблизительно в 1504 - 1492 годах до н. э.) - в его храмах, кстати, резьба поскромнее будет в технологическом плане, хотя монументы посолидней и украшены богаче.
Обелиск Тутмоса I в Карнакском храме я снимал в 2006 году:
Приведенный выше в качестве примера обелиск из храма в Карнаке интересен тем, что на его гранях видны сколы, по которым можно судить, в чем именно вырезаны иероглифы - в самом монолите или в некой штукатурке поверх него.
Я вот никаких следов инородной "штукатурки" ни в реале, ни на фото не вижу - а вы?
Помимо углубленной резьбы иероглифов, в карнакском храме встречается и такая - я б ее назвал "негативной" - резьба - иероглифы на ней - выпуклые:
Материал здесь напоминает мелкозернистый известняк, или, скорее, песчаник - хотя, возможно, именнно здесь и штукатурка.
Впрочем, резьба по известняку или песчанику особых усилий не требует ввиду невысокой твердости материала.
Есть и "позитивная", или углубленная внутрь, резьба - и тут материал - известняк (который также не отличается твердостью и достаточно просто режется):
Здесь иероглифы вырезаны в огромных известняковых монолитах:
Штукатурка тут присутствует только в виде отреставрированных утрат:
Выше горизонтального шва можно увидеть высеченные в монолите три пары отверстий, образующих три "уха" - прорезанных гораздо позже для привязывания верблюдов :) иле крепления навеса от солнца.
Размеры вырезанных выпуклых фигур могут достигать нескольких метров в высоту:
Применяется и техника частично-выпуклых фигур, когда фон между выпуклыми фигурами не удаляется полностью, вырезается лишь часть материала по контуру фигуры:
Интересно сравнить резьбу по розовому граниту на постаменте статуи скарабея:
.. и гранях гранитного же обелиска:
Очевидно, что отличаются и сам материал, и техника высекания иероглифов на нём.
(с) Все фотографии, за исключением первой - мои собственные.