Недавно я
рассказывал, как в предвоенном СССР в кинельской районной газете советовали самому научиться ходить на лыжах.
Сегодня я хочу более подробно остановиться на вопросах лыжного снаряжения, как оно выглядело и откуда его советский человек получал ;)
В предвоенном СССР советская промышленность освоила выпуск лыж, лыжных креплений и лыжных ботинок - но выглядели они, разумеется, не совсем так, как нынешние.
Впрочем, многие мои ровесники наверняка застали образцы этого советского лыжного снаряжения - ведь оно оставалось практически неизменным с 1930-х по 1980-е годы.
На плакате с призывам отлично ходить на лыжах, выпущенном в 1940 году (
Изд. Ленинградского совета общества промкооперации «Спартак», 1940.), отлично видны кожаные рантовые лыжные ботинки и так называемое "жесткое рантовое крепление" - точно на таких же лыжах, в кожаных лыжных ботинках и на точно таких же креплениях (разве что не из оцинкованной стали, а из листового алюминия) я ездил в середине 1980-х:
Надо сказать, что и остальное моё тогдашнее лыжное снаряжение мало отличалось от используемого в 1930-х - 1940-х - кожаные лыжные ботинки на кожаной же подошве, шерстяные носки ручной вязки, шерстяные рейтузы и шерстяной же свитер, более современный (разработки 1950-х) был разве что брезентовый рюкзак - конструкции Абалакова ;)).
Разве что палки лыжные были алюминиевыми, а не бамбуковыми или деревянными, как в 1930-х - 40-х ;)
Лыжные же крепления практически весь период развития массового лыжного спорта в СССР были и оставались одними и теми же:
О существовавших тогда их разновидностях можно было прочесть в любой советской книжке про лыжи:
Лыжные крепленияСамое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.
Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.
Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.
Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.
Впрочем, тросиковые крепления, появившиеся в СССР после войны (злые языки утверждают, что
идея таковых креплений была позаимствована у немецких горнострелковых подразделений), до сих пор пользуются заслуженной славой у туристов-лыжников:
Тросиковые крепления для туристических и охотничьих лыж популярны до сих пор - я как-то брал такие на тестирование:
Причина такой неувядаемой популярности проста - как и ременное крепление, тросиковое позволяет ходить на лыжах не только в специальной лыжной обуви, но и в любой другой, хоть в валенках, хоть в унтах:
Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.
Насколько это актуально не на отратраченной лыжне на лыжной базе, а в многодневном походе по зимнему лесу, вы можете догадаться сами.
Типичное для 1930-х - 1940-х лыжное снаряжение представляло собой простые деревянные, покрытые лаком лыжи, скользящая поверхность которых смолилась для снижения гигроскопичности, ременных креплений с пяточным ремнём, бамбуковых лыжных палок с деревянными кольцами с кожаными или брезентовыми диагональными переплетениями:
В 1941 году вышла брошюра П. Мясоедова и И. Простякова
"Как самому сделать лыжи и лыжное снаряжение", в которой достаточно подробно описывался процесс самостоятельного изготовления лыжного снаряжения, начиная от лыж и лыжных палок:
Хорошие лыжи можно сделать самому с помощью обычного столярного инструмента и весьма несложных приспособлений.
Самое основное - это найти соответствующий материал, нз которого можно изготовить лыжи, и уметь правильно обработать его.
Как вы понимаете, советского человека той эпохи не пугал ни вопрос выбора материала, ни вопрос его правильной обработки.
Помимо собственно лыж, предлагалось самостоятельно изготовить и лыжные палки:
Лыжная палка (рис. 12) состоит из древка, наконечника, кольца с переплетением и петли для руки.
Лыжные палки, в зависимости от роста лыжника, изготовляются различной длины и разделяются на три номера (см. таблицу на стр. 8).
Лыжные палки лучше всего делать из бамбука. При отсутствии его палки делают из древесины березы, сосны или лиственницы.
Бамбук для палок следует выбирать с возможно меньшим расстоянием между звеньями (коленами) и отнюдь не зеленого цвета. Древесину березы, сосны или лиственницы нужно выбирать здоровую, прямослойную, без сучков.
Вы думаете, это - всё, на что был способен советский человек? ;))
Как бы не так!
Лыжное крепление (рис. 18) можно сделать самому. Для этого необходимо иметь следующий материал:
1) листовую поделочную сталь (железо) толщиной 2,5-3 мм и 1,5-2 мм;
2) круглую стальную проволоку диаметром 3- 1 мм;
3) обычные шорные пряж ки ш ириной в свету 14- 16 мм;
4) кожу толщиной 1,5-3 мм;
5) нитки льняные «Маккей» или суровые или хлопчатобумажные № 00 или № 0.
После всего уже прочтённого в брошюре не вызывает никакого удивления и следующая глава - о лыжных мазях.
Любому советскому лыжнику позднего СССР были известны лыжные мази ВИСТИ - Всесоюзного Института Спортивно-Технических Изделий, ведущего свою историю с 1936 года, когда он назывался еще центральной лабораторией спортивного инвентаря.
Центральная лаборатория спортивного инвентаря Союза спортивных обществ и организаций СССР (1945) переименована в Центральное опытно-конструкторское бюро спортивных товаров (50-е годы), преобразована во Всесоюзный проектно-технологический и экспериментально-конструкторский институт по спортивно- техническим изделиям (1966), переименованный во Всесоюзный научно-исследовательский институт по спортивно-техническим изделиям (1986).
Когда я в середине 1970-х впервые встал на принесенные отцом со службы советские армейские лыжи, ни о каких лыжных мазях речи не шло - отец сам отмачивал, выгибал и смолил эти лыжи канифолью, нагревая их над газовой плитой, а затем мы с ним натёрли скользящую поверхность нагретым парафином со свечки.
1941 Red Army & Navy 5k ski patrol line perf: Крепления советских армейских лыж были полужесткими - то есть, состояли, как и описанные в брошюре, из носковой скобы, изготовленной из оцинкованной стали, и брезентовых носкового и пяточного ремней с замком.
Такими их приняли на вооружение РККА в 1930-х, такими они и оставались как минимум до конца 1980-х:
На этих армейских лыжах я умудрился прокатиться несколько раз за короткую и малоснежную Ленинаканскую зиму, после переезда в более тёплый Ереван ходить на лыжах и вовсе стало негде.
В те времена мазями для лыж мы не пользовались, да их и не было в продаже.
Большинство советских лыжников моего поколения купленные новые лыжи сами смолили и покрывали воском или парафином.
В 40-е годы лыжникам советовали изготавливать самостоятельно не только сами лыжи, но и лыжные мази:
Более подробно ознакомиться с рецептами приготовления лыжных мазей авторы советуют в отдельной брошюре «Лыжные мази», изд. «Физкультура и Спорт», 1941 - но найти её мне пока не удалось.
"СПРАВОЧНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА И КРАЕВЕДА", составленный группой авторов под редакцией лауреата Сталинской премии С. В. ОБРУЧЕВА, изданный Государственным издательством географической литературы в 1949 году, даёт такие советы лыжникам:
Для смазывания лыж при разных условиях существует в продаже много специальных мазей; при их отсутствии перед выходам можно смазывать лыжи салом или смесью костяного масла и сала. Для различных температур вместо продажных мазей можно применять следующие составы:
а) при морозе ниже 35° лыжу смазывают дегтем (все мази при морозах ниже 20° дают уже очень малый эффект);
б) при морозе от 35 до 6 - 7° смазывают смесью из 3 частей воска, 1 части стеарина или парафина, 1 части ворвани, с добавкой дегтя и канифоли. Составные части разогревают, смешивают и хранят в виде куска, которым и натирают лыжи несколько раз, растирая каждый тонкий слой ладонью. Другой рецепт для этих температур: бараньего жира 30 г, парафина 60 г, воска 100 г, канифоли 140 г.;
в) для температур от - 7 до 0° и выше пригодна смесь из 3 частей парафина, 2 частей воска и небольшого количества дегтя. Норвежский «клистер» для температур от - 12 до +4° делается из 40 частей парафина, 50 частей плавленой резины, 50 частей древесной смолы, 100 частей дегтя и 13 частей талька.
Г. Рахманин рекомендует при оттепели смазывать лыжу сначала дегтем, затем куском мази; нагреть нижнюю поверхность, но не сильно, чтобы деготь не растопился, и опять смазать мазью - сначала горячую лыжу, потом еще раз - холодную. Втирать рукой мазь при оттепели не следует.
Кроме этих мазей есть еще ряд составов для различных видов снега: твердые - для температур ниже нуля и жидкие - для оттепели. Укажем некоторые из этих специализированных мазей.
а) Для сухого порошкообразного снега при температурах от - 4 до - 16° для слабопересеченной местности: парафина 28%, канифоли 26%, воска пчелиного 8%, густого минерального масла 20%, переплавленной резины 18%; для сильно пересеченной местности те же ингредиенты берутся в количестве 22%, 20%, 8%, 22% в 28%. При морозе ниже 20° лучший вариант смазки - внизу слой одной из двух указанных мазей, сверху очень тонкий слои оттепельной мази.
б) Для свежего снега при температурах от - 2 до - 10є: канифоли 33,3%, воска пчелиного 33,3%, сала говяжьего топленого 13,3%, серы (живицы) лиственицы или сосны 20,1%.
в) Для слипающегося снега при температурах от 0 до - 3є: парафина 20%, воска пчелиного 6%, канифоли 18%, густого минерального масла 27%, переплавленной резины 27%, сгущенного льняного масла 2%.
г) Для оттепели и мокрого фирна: сосновой смолы 60%, канифоли 28%, сгущенного льняного масла 12%.
д) Для гололедицы, зернистого снега, наста, замерзшего жесткого фирна: сосновой смолы 42%, канифоли 41%, сгущенного льняного масла 17%.
Во всех этих составах пчелиный воск можно заменить церезином, парафин - обычными свечами, сосновую смолу - густым минеральным маслом, канифоль - живицей (сера - смола сибирской лиственицы и более низкая по качеству, смола сосны, которые выступают на стволах деревьев). Льняное масло надо предварительно нагревать до тех пор, пока оно не превратится в густую липкую массу, схожую с литографской олифой (высокополимеризованное льняное масло). Для изготовления переплавленной резины берут цветную резину (красные трубки и т.п.), режут на мелкие куски и переплавляют на огне в железной посуде до полного расплавления, пока не получится липкая плотная коричневая масса. Минеральное масло надо предварительно нагревать до полного удаления воды. При изготовлении мазей сначала расплавляют канифоль, затем добавляют воск, парафин, а после них - переплавленную резину, минеральное масло, смолу, живицу и сало. После этого мазь нагревают еще 10 - 15 минут на слабом огне, перемешивая все время; готовая мазь процеживается через полотно или марлю в банку.
Твердые мази наносят на лыжу ровным слоем и растирают до глянца пробкой, кожаной рукавицей или рукой. Смазанную лыжу выносят из помещения и дают остыть 10 - 15 минут; только после этого ее можно класть на снег. Жидкие мази наносят на лыжу небольшими мазками и затем тщательно растирают по лыже ножом.
Более подробные наставления по изготовлению и применению мазей для лыж см. у Н.Г.Лаптева (1946 г.) и в брошюрах, изданных издательством «Физкультура и спорт».
Несмотря на все сложности, лыжный спорт в СССР всё же был достаточно популярен и после войны, причём от Москвы до самых до окраин.
МГУ, 1959.
Автор: Carl Mydans Источник:Архив"Life" Приобщать молодёжь к лыжам начинали с младших классов школы.
Урок физкультуры в Ульяновске в 1967 году. (
Фото: Сергей Юрьев)
Популярны лыжи были и среди взрослой молодёжи.
Лыжная база в парке Победы в Ульяновске. (
Фото: Сергей Юрьев).
Популярны были как лыжные базы, так и "лыжные поезда".
По всей вероятности, на снимке - прибытие одного из поездов "Снежинка":
Были такие туристические спецрейсы в советское время и у нас в Куйбышеве, ходили они до
станции "Мастрюково", где вставали на несколько часов на запасной путь, благодаря чему туристы-лыжники могли в любой момент в них погреться или устроиться перекусить принесенными с собой разносолами ;)