История отряда гидроавиации, перебазированного в Самару в марте 1918 года и размещавшегося там до занятия Самары чехословаками 8 июня 1918 года, интересует меня уже на протяжении многих лет, но все сведения о ней в основном кратки, отрывочны и не позволяют сложить единой картины, разве что в виде лоскутного одеяла со многими прорехами ;),
Даже с названием подразделения нет единства - в разных источниках оно именуется то Гидродивизионом, то Гидроавиадивизионом, то Гидро-авиационной командой или вовсе воздушной бригадой, и обычно упоминается в связи с личным составом, состоявшим из моряков-балтийцев.
Перерыв некоторое количество материалов в поисках фотографий и документов, могущих пролить свет на историю моряков-авиаторов. я наткнулся на ряд довольно, на мой взгляд, интересных фотокопий документальных свидетельств той эпохи.
Источник архивных фотографий из приведенного альбома -
Государственный Исторический Музей.
Для начала - немного общеизвестного:
Статья
"История ВВС ВМФ. Морская авиация в Гражданскую войну" пишет о Самарском Гидроавиадивизионе:
Ещё в марте 1918 г. в Самару были эвакуированы остатки Воздушной дивизии Балтийского моря. Они составили Самарский гидроавиадивизион Воздушной бригады особого назначения, который включал в себя два гидроавиаотряда.
В июне 1918 г. в Самаре вспыхнул антисоветский мятеж, поддержанный чехословаками.
Лётный состав дивизиона, в основной массе, перешёл на их сторону.
Авиационная техника Самарского гидроавиадивизиона также осталась в руках мятежников. В последующем эти самолёты и лётчики использовались в боях против красных войск в бассейне р. Волга.
Лётный состав состоял в основном из офицеров, и потому неудивительно, что они перешли на сторону КОМУЧ, однако среди лётчиков остались и верные делу революции - например, А.Т. Храмков с первого фото поста.
Есть и еще пара фамилий лётчиков, оставшихся у красных - Свинарёв ...
и С.Э. Столярский:
Однако это далеко не весь состав гидроавиадивизиона - большая часть рядовых матросов-балтийцев, попавших в Самару в составе гидроавиадивизиона, приняла сторону красных, и успела отличиться за три месяца пребывания в Самаре
подавлением мятежа анархистов и максималистов в мае, а также принять активное участие в боях с чехословаками за Сызрань, станцию Липяги и Самару в начале июня.
Матросы гидродивизиона под Липягами дрались отчаянно, но при отходе от ст. Липяги большая их часть погибла, а сумевшие выбраться затем эвакуировались в Нижний Новгород - эта
часть истории гидродивизиона довольно подробно освещена на сайте "стошки":
Еще 4 июня у железнодорожной станции Липяги (под Самарой) моряки гидродивизиона на своей базе «Фельдмаршал Суворов» пытались прорваться к красным, но сели на мель. Чехи огнем с берега убили свыше ста матросов, лишь нескольким из них удалось прорваться в Симбирск на катере «Фрам». Самолеты гидродивизиона стали добычей чехов. Все офицеры дивизиона перешли на сторону белых.
«Из моряков и интернационалистов не был пощажен никто», - писал в своих воспоминаниях один из легионеров.
Команда дивизиона с другими частями отступила к Казани, откуда добралась до Нижнего Новгорода, где формировалась Волжская военная флотилия. Из оставшейся команды дивизиона здесь был сформирован гидроотряд, в распоряжение которого было прислано четыре гидроаэроплана М-9.
Исследователь под ником Demon SDA
пишет следующее:
Первый речной авианосный отряд был сформирован в Нижнем Новгороде на базе Самарского гидроотряда.
29 августа 1918 г. авианосная баржа «Коммуна» выступила на фронт в район г. Свияжска, где находилась Волжская флотилия, ведущая бои с белочехами, захватившими Казань.
С этого дня и началась боевая деятельность волжских авианосцев. Барже придали буксир, и получился небывалый в истории авиатранспорт «Коммуна» (водоизмещение - 900 т, длина - 140 м, ширина - 19 м, осадка средняя - 1,1 м; скорость буксировки по течению - 7,5-11 км ⁄ч, вооружение - 6 самолетов).
Максимов - моряк гидроавиации, участник обороны г. Самары. Неизвестный фотограф. 1918 г. :
Н.Разенков - моряк гидроавиации, участник обороны г. Самары:
Фотография из альбома. К.Тюрин - моряк отряда гидроавиации, участник всей гражданской войны на Волге. Неизвестный фотограф. 1918-1920 гг.:
Партизанский отряд моряков гидроавиации Балтфлота, участвовавший в обороне г. Самары от белочехов. Неизвестный фотограф. 24 августа 1918 г.
Те же моряки Гидро-авиационной команды, которые добровольно перешли на сторону КОМУЧ и которым повезло остаться при этом в живых в жерновах Гражданской, поплатились за это позднее - как, например, Василий Михайлович Бабенков, до 8 июня 1918 года служивший в Гидро-авиационной команде, факт добровольного вступления в ряды белой гвардии был установлен Ревтрибуналом 8 февраля 1919 г. по наличию у Бабенкова удостоверения начальника 1-й воздушной бригады Балтийского флота от 8 июня 1918 года за № 786, подписанного Николаевым как капитаном, т.е. возстановленным в чинах офицерства и печать с царским (императорским) гербом...
Приговор Самарского губернского революционного трибунала о расстреле Бабенкова Василия Михайловича за измену Красной армии и вступление в армию белогвардейцев при чехах от 8 февраля 1919 г. - расстрел:
ЦГАСО. Ф. Р-116. Оп. 3. Д. 1. Л. 12-13. История самарской гидро-авиационной команды, приоткрывшая нам несколько своих страниц и пролившая свет на несколько конкретных фамилий и портретов, еще ждёт своего внимательного исследователя...
В заключение - пара фотографий. сделанных летом 1918 года в Нижнем Новгороде:
Фотография из альбома. Моряки гидроавиации перед походом под Казань направляются от Гл. дома на Ярмарке в Кремль в дворцу Свободы рапортовать Губкому РКП(б) о своей готовности к уходу на фронт.
Колонна движется по Плашкоутному мосту через р. Оку с Ярмарки в город. Неизвестный фотограф. 1918 г.