Мне за свою жизнь доводилось посещать множество культовых сооружений различных конфессий и религий - больших и малых, почитаемых и малоизвестных, каменных или вырубленных в скалах, с росписями или без, богато украшенных или аскетичных, православных,. католических, буддистских, мусульманских, иудейских или языческих, но подавляющее большинство их объединяло одно - этим сооружениям минула как минимум сотня, а чаще и несколько сотен или даже тысяч, лет.
Новоделы, тем более растущие, как грибы после дождя, не привлекали меня ничем - ни архитектурными решениями, ни интерьерами, ни сопричастностью к истории.
И тем не менее, проезжая в минувший шаббат мимо, я таки решил зайти в наш кинельский кафедральный собор, давно привлекавший моё внимание необычным цветом шатрового купола - то ли
фуксия, то ли
пурпур в палитре цветов храмовых сооружений мне ранее нигде не попадались.
Кроме того, таки я решил восполнить пробелы в своём образовании и осмотреть этот явный новодел не только снаружи, но и изнутри
Надо заметить, что ни до революции, ни тем более в советское время, в Кинеле церкви не было.
В окрестных деревнях - были, в пригороде Алексеевск - была, а в самом Кинеле - нет, как бесстрастно свидетельствует "
Карта уездов Самарской губернии издания губернского земства 1912 г.", ближайшие церкви были в Усть-Кинельском и в Бобровке.
Сайт "Храмы России" повествует о соборе следующее:
Дата основания
2005
Дата постройки последнего здания
2005-2010
Четверик основного объема перекрыт высоким купольным сводом, по углам четверика поставлены малые главки. Притвором храм соединен с многоярусной шатровой колокольней.
С 2012 - кафедральный собор Кинельской епархии Самарской митрополии.
На фасаде - табличка из серого мрамора:
Поинтересовался в церковной лавке при входе. можно ли фотографировать в храме - на что мне было сказано, что на фотосъёмку надлежит получить благословение от священника.
К слову, в подавляющем большинстве католических, буддистких и иудейских святынь, в которых мне доводилось бывать - в Риме ли, Иерусалиме или на Шри Ланке, фотографировать не возбраняется, разве что просили не фотографировать ковчег с Зубом Будды, внутри Гроба Господня или в соборе Св.Марка в Венеции - в остальных местах никаких запретов на фотосъёмку я не видел, а вот в большинстве православных храмов фотографировать без благословения священника почему-то не принято.
Впрочем, благословение на фотографирование интерьера кинельского собора священником было дано без всяких условий и по первой же моей просьбе, а потому поделюсь увиденным с вами.
Царские врата и иконостас этого кинельского храма, пожалуй, отличает некоторый аскетизм (сравните хотя бы с царскими вратами
Туркестанского собора в Алматы, о котором я как-то рассказывал).
Обычного (в смысле - привычного мне, исходя из виденных мной старинных храмов) великолепия с позолотой тут и в помине нет - хотя и назвать стену из резного мрамора аскетичной язык у меня б тоже не повернулся ;)
Апсиду храма украшает
Оранта - конечно, это не Оранта Софийского собора в Киеве, но посыл очевиден.
Купол изнутри украшен 10 клиньями с изображениями Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и архангелов:
Справа от алтаря под стенными росписями помещены на подставках храмовые иконы новодельного письма, среди которых - Богоматерь, Св. Георгий Победоносец, в честь которого освящен храм, и предводитель небесного воинства Архистратиг Михаил и Св. Николай Мирликийский.
В росписи храмовых стен чувствуется влияние византийского стиля - работы по росписи храма были завершены около двух лет назад.
Как
сообщала газета "Кинельская жизнь":
Для росписи Кафедрального собора были приглашены два самарских художника-иконописца Евгений Шерстнев и Александр Милохов.
История этого храма интересна, пожалуй, еще и тем, что
задумал его строительство в Кинеле, нарисовал эскизы и фактически проспонсировал его строительство один человек - Юрий Савельев.