История этого достаточно непривычно звучащего для современного уха нагрудного знака началась с
Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года.
Этим Указом в числе других отличительных знаков для поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта был утвержден нагрудный знак „Отличный паровозник”:
Право награждения награждения знаками «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник» было предоставлено Народному Комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог.
Тем же
Указом было утверждено и следующее Положение о знаке;
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАГРУДНОМ ЗНАКЕ «ОТЛИЧНЫЙ ПАРОВОЗНИК»
1. Нагрудный знак «Отличный паровозник» является наградой для особо выдающихся работников паровозного хозяйства железнодорожного транспорта.
2. Нагрудным знаком «Отличный паровозник» награждаются лица начальствующего и рядового состава паровозных служб ж.-д. транспорта, систематически показывающие высокие образцы:
- воинской дисциплины, отличного выполнения Правил технической эксплуатации и своего служебного долга;
- отличного ухода за локомотивом;
- перевыполнения норм технической и участковой скорости, бесперебойной выдачи паровозов под поезда, отличного безаварийного вождения локомотива;
- четкого соблюдения графика оборота паровоза;
- культурного содержания паровозного парка и высококачественного ремонта локомотивов;
- за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда.
3. О награждении нагрудным знаком «Отличный паровозник» объявляется в приказе с занесением и трудовую книжку награжденного.
Самое первое вручение Знаков состоялось 75 лет назад, 29.10.1943 г., в четвертьвековой юбилей ВЛКСМ - ведомственные награды, включая и описываемую, получили 825 особо отличившихся молодых железнодорожников.
Уже через неделю, 07.11.1943 г., в рамках празднования 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции состоялось первое массовое награждение Знаком.
В связи с прекращением в 1956 году выпуска отечественных паровозов после осени 1957 года знак более не вручался.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1957 г. “О нагрудных знаках для поощрения работников железнодорожного транспорта” награждение нагрудными знаками МПС было прекращено.
Вместо него отличникам отрасли стал вручаться единый нагрудный знак “Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта”, учрежденный в апреле 1957 г.
Источники:
Указ Президиума ВС СССР от 22.09.1943Знак “Отличный паровозник” Фото знака из частной коллекции - моё.