Юго-Восточная Азия богата на экзотику - это касается всего, даже средств передвижения.
Только там вы сможете увидеть море мотобайков всех мыслимых типов, расцветок, разновидностей и производителей, а также экзотические для нас штуковины со смешным названием тук-тук (или более понятным нам - моторикша).
Во Вьетнаме, как ни странно, тук-туков нет, но нам удалось познакомиться с не менее для нас необычным видом транспорта - Слип-басом (слипинг-бас,
sleeping bus).
Слип-бас представляет собой междугородный автобус, в котором вместо обычных кресел установлены полулежачие мягкие кресла.
Внешне слип-бас практически ничем не отличается от обычного автобуса, и снаружи его можно узнать только по специфической светодиодной подсветке, которой оборудуются все слип-басы Вьетнама ;)
Такие "лежаки" расположены в три ряда и два яруса, так что вместимость автобуса оказывается достаточно приличной, при этом ехать в нём достаточно комфортно - всяко удобней, чем в самолётном кресле, в аэроэкспрессе или электричке.
Не просто ехать - а спать, как, собственно, и вытекает из названия.
Спинка креста поднимается под любым углом вплоть до прямого, хотя и не раскладывается "в горизонт", оставаясь примерно под углом в 30 градусов к горизонтали.
Автобусные маршруты на слип-басах планируются так, что бы отправляться поздно вечером, а в пункт назначения прибывать рано утром.
В пути предусмотрено несколько остановок на посещение туалета - хотя в "этих интернетах" пишут, что бывают и автобусы с туалетом на борту.
В стоимость билета входит также флисовый плед и бутылка воды - так что спать в слип-басе вполне комфортно, и наутро у вас не ломит шею, как это бывает после сна в самолёте, даже несмотря на использование специальной шейной подушки.
Габаритные вещи сдаются при посадке в обычное для всех туристических и междугородных автобусов багажное отделение под полом салона, а мелкие вещи типа рюкзачков берутся в салон.
При входе предлагается снять обувь, под которую водитель выдаёт одноразовые пакеты.
Обувь можно положить в небольшой лючок, расположенный под спинкой вашего спального места.
Должен заметить, что стоимость проезда на слип-басе несколько дешевле, чем по железной дороге, и значительно дешевле, чем на самолёте - а потому слип-басы пользуются популярностью не только среди самих вьетнамцев, но и среди туристов.
Многие "уличные" туристические компании продают экскурсии вместе с билетами на обычный рейсовый слип-бас - так выходит дешевле.
Сотрудники турфирмы сажают вас на автобус в пункте отправления, а на конечной остановке уже встречают гиды.
Мы поехали на двухдневную экскурсию в Сайгон (Хошимин) из Нячанга (это около 400 километров) именно на слип-басе - и ничуть не пожалели об этом, поскольку прекрасно выспались в дороге.
В нашей группе было несколько человек, выбравших трансфер самолётом - так они жаловались на бессонную ночь.
Несмотря на то, что лететь всего около 40 минут, существенное время занимает трансфер в аэропорт, регистрация и посадка на рейс, а также трансфер из аэропорта - в результате почти всю ночь приходится провести на ногах, тогда как мы лежали себе в мягких креслах в кондиционированном салоне ;))
По дороге в Сайгон мне было интересно поглазеть по сторонам, и я не спал полночи, предаваясь этому увлекательному занятию - жаль только, что снимать из движущегося автобуса ночью практически нереально, а потому могу только описать вам словами, насколько волшебно выглядят ночью плантации "драконовых фруктов", каждый кактус на которой подсвечивается индивидуальной LED-лампочкой тёплого (3200K) белого света.
Собственно, тогда я и не знал, что за культура требует такого к себе трепетного отношения - и просто наслаждался видом футуристически выглядящих полей, уходящих по пологим склонам за горизонт.
Как пояснил мне потом наш гид Кон в ответ на мой вопрос, плантации "драгон фрута" (питайя, или питахайя) подсвечивают ночью специально - считается, что из-за ночной подсветки он быстрее созревает.
Собственно, и сам плод "драконьего фрукта", или питахайи, выглядит достаточно необычно:
Необычен и его вкус.
Внешне плоды все одинаковы, но существует две разных разновидности этого фрукта - с белой мякотью и с мякотью свекольного цвета.
"Свекольная" разновидность питахайи интересней на вкус и значительно дороже белой.
Подсвеченные плоды питахайи ночью я таки могу вам показать - но лишь уже лежащими уже сорванными на прилавке торговца фруктами ;))
Собственно, "драконьи фрукты" и способ их выращивания имеют весьма малое отношение к теме про слип-басы - но, тем не менее, я счёл нужным упомянуть об этом именно здесь, ибо если вдруг вам придётся как-нибудь прокатиться ночью по Вьетнаму на слип-басе - имейте в виду, что примерно в 3-4 часах пути от точки отправления (то есть - примерно посередине маршрута) вы можете увидеть волшебнейшее зрелище - залитые морем огней плантации питахайи. ;)