Танатос

Aug 10, 2010 01:29

Тема смерти была мне интересна, пожалуй, всегда - с сознательного возраста. То есть, лет с 5-6-ти. Помню, как выспрашивал маму по дороге в первый класс, что такое смерть и что случается с человеком после. Наверно, если бы мне тогда ответили что-нибудь про небо и ангелочков, все было бы по-другому. Обычно люди мало задумываются о ней, неизбежной. И правильно - чего раньше времени думать, жить надо...
Но... мама сказала, что никто не знает. И это на меня повлияло, пожалуй, даже слишком сильно. А может - всего лишь кусочек мозаики.

Второе яркое впечатление - какой-то старый советский фильм про красных и белых, в котором был момент, врезавшийся в память на всю жизнь - как расстреливали из пулемета табун лошадей. Лошадей было жалко до слез (а было мне тогда лет 6, один дома с телевизором), но эта замедленная съемка, эта жутковатая, но завораживающая атмосфера... Пожалуй, мне хочется пересмотреть этот фильм еще раз.
Потом было много всего. Затертые до дыр кассеты с "Дикими хищниками" (документалки), не менее затертые книжки Майн Рида... Отрывки из "Мцыри" и "Песня о Соколе" вместо всяких "Таня громо плачет", какой-то стих в начальных классах про орла, подстреленного охотником, который улетел, как ни в чем не бывало, и упал только в горах, чтобы человек не видел его поражения... "Книга джунглей" - первая прочитанная самостоятельно книга. Данко и Ларра - как две стороны одной медали. Книги Джой Адамсон и Гаретта Паттерсона, Сеттона-Томпсона. И многое, многое другое, что пришло из детства.

Где-то читал, что многим детям иногда приходит в голову мысль - как бы хорошо было умереть, все по тебе плачут, все тебя жалеют и любят, никто больше не наказывает. Каюсь, меня нечто подобное посещало. Но может, тот первый разговор, а может, природное - но нечто наделило меня чертовски сильным инстинктом самосохранения. Совсем всерьез о самоубийстве я не думал никогда. Даже когда убеждал себя, что верю в бессмертную душу, перерождения и все такое, смерти я боялся панически и всерьез заглядывать на тот свет не стремился. Потому как не знал, что там. Ведь никто не знает в-точности, а вера может быть обманчивой.

В школе, в старших классах, огромным открытием стал для меня Николай Гумилев. В его стихах тема Смерти затрагивалась неоднократно, и именно так, как было созвучно моему собственному восприятию.
Потом, значительно позже, когда жил в общаге Литинститута, увидел совершенно потрясающий фильм. Не помню его названия, увы, но очень хотелось бы найти и пересмотреть, и вообще иметь в коллекции. Очень красивые съемки дикой природы, а между ними такой антуражный бородатый мужчина восточного типа рассказывал о появлении и развитии жизни, о месте каждого живого существа в мире, и, наконец, о смерти. Под хоровод осенних листьев он говорил о том, что жизнь не дается навсегда, чтобы могли появляться все новые поколения. Что после смерти мы возвращаемся в природу, становимся осенними листьями, водой, воздухом, частичками других живых существ. И все. Красивая и жуткая картина Вселенной, которой безразлично, что какая-то часть ее вещества хочет сохранить свое "я" и боится смерти. Справедливый, прекрасный и жестокий закон мироздания.

Этот фильм, пожалуй, стал точкой отсчета, началом сознательного формирования того стержня, который есть и развивается сейчас. Я отходил после него несколько лет, долго, мучительно. Это было похоже на затяжную болезнь, которую начали лечить, и лекарства кажутся невыносимо горькими. Но потом, как-то внезапно, отпустило. Стало легче. Проще и светлее. Сам фильм, возможно, не был для меня открытием, он просто дал сознательную форму тому необъяснимо сильному при вере в бессмертие души инстинкту самосохранения. И страх смерти этот фильм не "вылечил", но дал ему объяснение.
И еще этот фильм ценен для меня именно тем, что впервые открыл поэтичность, красоту, одухотворенность научного вИдения мира. Не того - вульгарного и агрессивного - материализма, который многих отталкивает, толкает в другую крайность приторно-сладких и многообещающих религий. Просто мир вдруг стал таким, каков он есть, и со всеми своими страданиями и печалями он оказался прекрасным. И смерть в нем, как кусочек мозаики, встала на свое место. Но не перестала быть пугающей, и в то же время завораживающей, притягательной.

И вот, вспомнил, как когда-то в детстве хотел сделать музей Смерти. Собрать те произведения искусства, в том числе и фрагменты больших произведений, высказывания, фотографии и т. д., где было бы это ощущение перехода, эмоциональный взрыв, попытка осмысления. Однако тема Смерти в искусстве, пожалуй, еще сложнее темы любви (в частности, эротики). Так же легко она из почти сакрального, таинственного, величественного и страшного может превратиться в вульгарное и жалкое. И даже, наверное, легче.
Поэтому, хотя собираю такое довольно давно, хороших произведений действительно мало. Без излишней романтики, без "соплей", но в то же время и без грязи.

Итак, моя коллекция. Сразу оговорюсь, что к подбору арта отношусь очень серьезно, учитывая и концепцию, и исполнение, и атмосферу. Всякий подростковый криво нарисованный хлам - мимо . Авторов знаю не всех, увы, многое живет на винте давно и без пометок. Кое-где автор подписан на самом рисунке. Если кто-то заинтересовал - спрашивайте в комментах, кого знаю - подскажу.

Сначала то, что прямо относится к теме и нравится мне целиком и безоговорочно. Гордость коллекции, так сказать. Первый арт - вообще на "особом положении", уже пару лет как висит на рабочем столе.



























То, что тоже, в целом, в тему, но цепляет в меньшей степени.

































То, что с моей точки зрения не очень, но пусть будет:









То, что совсем напрямую к теме вроде не относится, но уж очень дополняет атмосферу:







































Скромное мое около темы...













Кому небезразлично - дополняйте.
Ракурс может быть любым (в пределах разумного, конечно, трэш-чернуха-бытовуха не приветствуются)
ЗЫ: Может, кто-нибудь классиков прошерстит? У меня, увы, мало на винте...

мысли вслух, подборка интересностей

Previous post Next post
Up