Были вчера в Филармонии на вечере скандинавской музыки: Нильсен, Григ и Сибелиус (именно в такой последовательности, что для восприятия и полученного впоследствие впечатления оказалось немаловажным). Григ - пожалуй, любимый классический композитор моего мужа, потому, собственно, и пошли. Нильсена я слышала впервые, о Сибелиусе имела очень отдаленные представления, ограничивавшиеся несколькими прослушиваниями еще в школьные годы.
Увертюра Нильсена, открывавшая вечер, не оставила никаких сомнений - это точно скандинавская музыка, несущая свежесть открытых пространств и прохладу, если не сказать холод, северных морей, скупую суровую нежность северной зелени, строгость скал и высокого необъятного неба, наполненного криками чаек. Музыку скандинавских композиторов ни с чем невозможно спутать. Только в ней есть эта невероятная степень (само-)отстраненности и скупого (само-)созерцания. Эта музыка никуда не торопится, ничего не требует, ни о чем не возвещает - это чистое, незамутненное настоящее, абсолютное сейчас (если, конечно, мне удаётся выразить то, о чем я...) И еще в ней всегда много воды и воздуха, как будто бы летишь, но не по воздуху, а в воде, внутри нее и при этом дышишь...
Впервые я открыла для себя такую непохожую ни на что больше скандинавскую музыку в пору учебы в Питере, лет 6 назад, и она навсегда меня покорила, тесно переплетясь в моем сознании с дорогими мне образами Питера, Балтийского моря, Карелии, фильмами Ингмара Бергмана. Музыка Севера началась для меня с дисков, изданных под лейблом ECM, с записями норвежского пианиста и композитора Кетила Бьёрнстада, виолончелиста Дэвида Дарлинга, барабанщика Джона Кристенсена и гитариста Тержа Рипдала. Это музыка воды - их диски и композиции даже так и называются: The River, The Sea. И хотя я давно (может быть, уже несколько лет) не возвращалась к этим записям, которые порой кажутся смурными и чересчур печальными, это не делает их менее прекрасными и любимыми, и они ждут своего часа...
После был концерт для фортепиано Грига, в трех частях. Сказочный, живописный: я закрывала глаза и воображение рисовало картины природы, отдаленно напоминающие кадры из фильма Ларса фон Триера "Рассекая по волнам" или пейзажи из мультфильмов Миядзаки. В воздухе много влаги и много волшебства. Посмотришь на портреты Грига - настоящий волшебник, этакий старичок-лесовичок:
А вот после антракта играли произведение Сибелиуса, в четырех частях. И мы вышли оглушенные, ошарашенные, какие-то "прибитые". Это кто ж так заканчивает вечер? Лучше б Григом...:)) Сибелиус оказался не просто строг и суров, но воинственен и (для меня лично) очень сложен, потому как совершенно непредсказуем, нелогичен, а где-то даже жуток. Это музыка штормов и каких-то военно-морских баталий. В ней есть невероятная мощь и величие, но беременной мне оказалось это величие не так-то просто вынести:) Малыш в пузе всю дорогу ворочался и, похоже, волновался, особенно, когда звучали литавры, а звучали они часто, много и угрожающе.
Сегодня читала в Интернете о Сибелиусе, вероятно, интуитивно ища какое-то биографическое объяснение его такой предельной суровости и воинственности. Биографического объяснения не нашла - ничего особенного, еще и весьма признан при жизни был. Зато лицо..., особенно в зрелом возрасте:
Может, всё дело в годах жизни? Карл Август Нильсен: 1865-1931. Эдвард Хагеруп Григ: 1843-1907. Ян Сибелиус: 1865-1957. Из всех троих Сибелиус оказался единственным, кому выдалось пережить все переломы смены двух эпох, стать свидетелем революций и воин ХХ века. Может, это отразилось на его музыке, может, нет - не знаю...
А напоследок обнаружился интересный факт: любимый мною Бьёрнстад - еще и писатель, он же автор биографического романа о Григе. Надо будет его найти.
ЗЫ: у меня не получилось разместить видео в этой записи, поэтому, если кому интересно, то вот ссылка на композицию Кетила Бьёрнстада "The Sea-part 5" на ютубе:
http://www.youtube.com/watch?v=jyVj-_ivBKI&feature=related