любимому жж-юзеру
zmoj посвящается
" Куда ж мы заехали, ваше высокоблагородие? Говядина - три копейки за фунт! "
М.В. Добужинский
«- Нынче я получил нельму, - начал он, - вон какую, - и он показал, какую. - Что с ней делать? Как приготовить?
Я подумал немного.
- Тут легкомысленно нельзя решать. Надо спросить у архиерея, - отвечал я с улыбкой, усаживая Игорева в кресло…
- И в самом деле нельзя : я же хотел просить и его преосвященство к обеду. От вас прямо к нему. А вы тоже не пойдете ли со мной? - сказал губернатор.
Мы отправились к владыке.
Игорев изложил ему свою просьбу в виде приглашения «на убогую трапезу».
- У меня нельма, - объявил он ему, - вот такая! - и показал какая. - Что из нее сделать?
Архиерей ласково посмотрел на него, на меня, подумал с минуту и коротко отвечал: «Ботвинье!»
И.А. Гончаров Фрегат «Паллада»
«… знаменитые гатчинские форели, которые красуются на картах у Дюссо и Данона и порция которых стоит чуть ли не больше рубля серебром.
Я велел сварить мне форель просто без всяких приправ… через час форель явилась передо мною, но в каком виде, о ужас! Она была залита густым бланжевым соусом из взболтанной муки и горького масла с заплесневелыми каперсами и оливками и пересыпана петрушкой.
- Варвар ты эдакий ! - вскричал я, обратившись к половому, - разве не говорил я тебе, чтобы сварили форель без всяких приправ?
- Без этого нельзя-с, как же-с, помилуйте, все хорошие господа так кушают. Это голландский соус…»
И.И. Панаев «Петербургская жизнь»
Вижу, дело плохо - все хляби мои разверзлись; и приказал, сударь, я подать по нашему, по-русски : аржанова хлеба коврижину, три сельдины - по полену каждая, - да квасу жбан, - перекрестился - восчувствовал эдак, съел; ну, будто и завязало.
А.В. Сухово-Кобылин
Ф.Ф. Вигель «Записки»
Чтобы судить о неприхотливости тогдашнего образа жизни пензенских дворян, надобно знать, что ни у одного их них не было фаянсовой посуды, у всех давали глиняную, муравленую. Зато человек хотя несколько достаточный не садился за стол без двадцати четырех блюд, похлебок, студней, взваров, пирожных. У одного только Мартынова, владельца тысячи душ, более других гостеприимного и роскошного, было с полдюжины серебряных ложек; их клали перед почтенными гостями, другие же должны были довольствоваться оловянными.
А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»
Несут на блюдечках варенья
С одною ложкою для всех.
Hors-d’oeuvre, называемы французами «пища до пищи», сервируются отдельно и сопровождаемы должны быть глотком свободно выбираемых вин и ликеров <...>
Пока закусывают, дамы остаются в гостиной, и лишь некоторое время спустя, когда они уже не стеснят мужчин в употреблении крепких напитков, подходят закусить во главе с хозяйкой.
"Полная хозяйственная книга, составленная Катериной Авдеевой", 1851 г.
Мужчины вышли в столовую и подошли к столу с закуской, уставленному шестью сортами водок и столькими же сортами сыров с серебряными лопаточками и без лопаточек, икрами, селедками, консервами разных сортов и тарелками с ломтиками французского хлеба.
Л.Н.Толстой, «Анна Каренина»
В Милютинских лавках у биржи за накрытыми столами пресыщались гастрономы устрицами, только что привезенными с отмелей за десять дней известным в том время голландским рыбаком, на маленьком ботике, в обществе одного юнги и большой собаки.
Коренастый голландец, в чистой кожаной куртке и белом фартуке, с простым обломком ножа в руках, спешил удовлетворить желание своих многочисленных гостей, быстро вскрывая на тарелках своих жирных затворниц. Молодой юнга сновал между столами с подносом, уставленным стаканами со свежим пенящимся портером.
М.И. Пыляев «Старый Петербург»
А не хотите ли есть со мной устриц? <…> Поедемте, Миша угощает.
Гончаров «Обломов»
Как многие гастрономические удовольствия, поедание устриц в Петербурге было риуализировано. Ими непременно "угощали" :
«Невахович, чрезвычайный гастроном и знаток кулинарного искусства, просто силой тащил с собой знакомых и малознакомых людей, бросаясь на них с криком, как, например, это было с театральным врачом Гейденрейхом : «Стой, немец, привезли устрицы, пойдем в Милютины лавки, угощу!»
А.Ф.Кони «Петербург. Воспоминания старожила»
«Водка вообще называлась вином и разделялась на сорты : обыкновенная водка носила названия про того вина, двойным вином называли особо крепкую, но некоторые употребляли тройное или четверное, то есть четыре раза перегнанную водку и умирали от нее.»
Н.И. Костомаров «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях».
… в сраженье
Раз в настоящем упоенье
Он отличился, смело в грязь
С коня калмыцкого валясь
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен : драгой залог !
Новейший Регул, чести бог,
Готовый вновь предаться узам,
Чтобы каждым утром у Вери
В долг выпивать бутылки три. Пушкин, "Евгений Онегин"
Денис Давыдов спрашивал однажды князя К***, знатока и практика в этом деле, отчего вечером охотнее пьешь вино, нежели днем? - «Вечером как-то грустнее» - отвечал князь с меланхолическим выражением на лице. Давыдов находил что-то особенно поэтическое в этом ответе.
П.А. Вяземский, «Старая записная книжка»
" Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге. "
А. Дюма-отец, «Grand Dictionnaire de Cuisine», 1873 г.
Да чай это или кофе?... «Tea, tea…» «Не может быть, отчего же он такой черный? Попробовал - в самом деле та же черная микстура, которую я, под видом чая, принимал в Лондоне.
И.А. Гончаров Фрегат «Паллада»
Чай в моде заваривать прямо за столом, потому ежели серебряный самовар, то на столе ставить надо серебряный же чайник, ситечко, в сахарнице щипчики, и чайницу хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечку, для накладывания чаю.
там же
Кофе в Петербурге различают много сортов, почитается ливанский и моккский, потом бурбонский, куба, мартиника и другие.
"Полная хозяйственная книга, составленная Катериной Авдеевой", 1851
***
Бывал обманут сердцем я,
Бывал обманут и рассудком,
Но никогда еще друзья,
Обманут не был я желудком.
Признаться должен каждый в том
Любовник, иль поэт. Иль воин
Лишь беззаботный гастроном
Названья мудрого достоин. Баратынский, «Пиры»
***
Приятного вам, люди и френды.