потаенное окно, потаенный сад

Dec 18, 2011 00:52

В самом центре шумной столицы, прилегая к главной улице, забитой людьми и машинами, обтекаемый туристскими толпами, находится монастырь затворниц. В него не проникает ни один звук. Внутри скрыт запущенный старый сад. В полутемных коридорах висят полотна, перед которыми блекнет скучный Прадо.


С XVI века в монастыре мало что изменилось.


17летнюю Хуану Австрийскую выдали замуж за ее 15летнего португальского кузена. Как сложился бы дальше этот династический брак, неизвестно: юный супруг через два года умер; ребенок, родившийся уже после его смерти, тоже не прожил долго. Хуана вернулась в Испанию.


Названная в честь своей бабки, Хуаны Безумной, безумна она не была. Она обладала ясным и твердым умом; успешно правила как регент в годы отсутствия своего брата-короля. Но как и ее бабка, она хотела быть единственной. Она осталась в истории как единственная женщина-иезуит.
По ее настоянию брат, король Филипп II, выкупил дом, где она родилась. Там был основал монастырь босоногих монахинь.


Духовником Хуаны был Франсиско Борджиа, блестящий придворный кавалер, отец восьмерых детей, вице-король Каталонии, а позже - иезуит и канонизированный святой. Как видно из его богатой биографии, он всегда верил в то, что делал.
Даже с помощью Борджиа, III генерала Конгрегации иезуитов, Хуана не смогла официально принять обет. В результате долгих переговоров лично с Игнатием Лойолой приняли решение о тайном членстве для инфанты. Ее имени никогда не было в списках ордена; в письмах она подписывалась мужским именем и фамилией Монтойя.


***


Иезуиты не имели монастырей, и Хуана приглашает сестер-клариссинок (орден, основанной св.Кларой Ассизской, женская ипостась ордена францисканцев). Из Италии прибыли тридцать три францисканские монахини со своей аббатиссой.. В честь этих первых жительниц монастыря число затворниц обители никогда не превышает тридцати трех.


Монастырь пышно открывают в 1559 г.
В обитель, основанную самой инфантой, начинают стекаться знатные дамы и особы королевских кровей - навсегда уходя от мира, или на время, переждать сложные обстоятельства. Все они приносят в монастырь свое приданое, если дают обет, или богатые пожертвования - если хотят крова. Монастырь не просто стремительно богатеет - в нем собираются произведения искусства, немыслимые не столько по ценности, сколько по своей редкости.
Возможно, по причине нахождения в нем бесчисленных инфант, преимущественно из Габсбургов и Бурбонов, австрийских и испанских, в монастыре много исторических портретов


***


***


Традиционная планировка разрешает лишь небольшие окна-бойницы на фасаде, светлой галереей обводя внутрений дворик-патио


***


**


В монастырь действительно не проникает ни один звук.
В полутемных залах огромные гобелены, висящие на своих местах с XVI века


В нишах-часовнях статуи реалистичные настолько, что они кажутся живыми, а ты себе - неуместным и лишним


***


Больше всего поражает большой сад - окна кажутся выходящими в другую реальность


В саду невозможно догадаться, что кругом - Мадрид.
***
Монастырь всегда был закрытым; многие монахини, в том числе и королевской крови, помимо монашеского обета, принимали еще обет молчания.
Режим их прост: они встают в 6 утра, молятся, работают в саду, вышивают золотом, выполняют работы по сохранению бесчисленных редкостей - полотен, утвари, гобеленов (за каждой закреплен определенный участок). В десять вечера -последняя молитва. Распорядок не поменялся в XVI века.


Путеводители дружно называют его "монастырем босоногих монахинь". Францисканцы, к которым относятся и кларитинки, часто звались "босыми / босоногими", потому что свои сандалии, непременную часть облачения, надевали на босу ногу. Но имя обители - Monasterio de las Descalzas Reales. "Calzas" - это предмет мужской одежды, чулки, надеваемые под штаны до колена Да, правильно, "кальсоны" оттуда То есть это что-то вроде голоногих королей.
Сложно сказать, откуда такое название и распространившийся повсеместно перевод.


В 1960 году монастырь был открыт для посещений - и, разумеется, потряс мир. В обители оказались полотна и статуи, считавшиеся либо утраченными, либо легендарными. Искусствоведы и реставраторы не подозревали о существовании многих их них.


На стенах полутемного коридора - Рубенс, Тициан, Эль Греко, Сурбаран. На лестнице - фрески Клаудио Коэльо. «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля-старшего .
Меня поразила неканоническая Nuestra Señora de los Desamparados


В 1987 году Европейским советом монастырь Дескальсас Реалес был объявлен музеем года. Я бы сказала так: признанные музеи мира производили на меня впечатление - большее или меньшее, а вот открытием стал только этот спрятанный монастырь.
В монастырь сложно попасть - пускают редко, небольшими группками, пару часов в день с раннего утра.
Никогда не видела ничего сильнее, чем это  "потаенное окно, потаенный сад".
Previous post Next post
Up