О том, что после Красного моря

Apr 21, 2014 04:04


Я уже признавался, что слова оставляют меня на Пасху - о Воскресении было сказано столь много и столь многими, что сложно отыскивать новые, свежие слова, которые стоит говорить.

Поэтому опять я сидел и оттягивал тот момент, когда я должен - должен - буду написать о нынешней Пасхе.

Я обращусь к не столь часто упоминаемой стороне великого праздника. В прошлом своём тексте я упоминал, что доброта к праведникам, жизнь под Богом и вообще идеал христианства делают всё только хуже, по-видимому. Иудеи, послушно съев свою пасху с горькими травами и стоя, стоит лишь им с песнями выйти из Египта, оказываются заперты между морем и египетскими колесницами. Вдова, напитавшая Илию в голод (им же самим провозглашённый, к слову), и богатая женщина, давшая базу Елисею, обе теряют сына, причём вторая вначале приобретает его по молитве того же праведника. Авраам тоже получает нежданного сына от любимой жены - и должен принести его в жертву.

В пасхальную ночь читается Евангелие, в котором говорится, буквально, следующее: “В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли.”

Христос, воскреснув, не становится политически царём Израиля. Апостолы, обрадованные радостной вестью, не обретают несметные богатства и не живут долго и счастливо: живут они, может, столько же, сколько парень по соседству, но их периодически бьют - и вовсе не по паспорту, а в итоге вообще всех убивают, кроме одного-единственного Иоанна, который в итоге закапывает себя в землю, оставив после себя учеников и не оставив сыновей. Не картинка для рекламы прочных духовных скреп, совсем не она.

Христос воскрес - но лучше нам не будет ещё долго. Мы прошли через Великий пост - но те духовные богатства, которые мы стяжали, выведут нас на монстров с совершенно другими характеристиками: один только дамаг их на порядок выше, а уж резисты…

И с этим, кстати, связана ещё одна тема. Не далее, чем сегодня (ну хорошо, для большинства из вас - вчера, но я ещё не сплю, для меня - сегодня) один известный политблогер представил пасхальные события, как финал противостояния Христа и саддукейских лидеров (по-моему, были упомянуты и фарисеи, но это-то уж явный фактический промах, вызванный безграмотностью, простительной на общем фоне). Это, друзья, самая главная ошибка, которую вообще можно сделать. Это сродни отрыжке тупости, вырвавшейся у апостолов напоследок: “Господи, не в сие ли лето устрояеши царство Израилево?” Против кого боролся и кого победил Христос? Кто остался побеждённым? Был ли Кайафа лишён своего титула и сослан в Магдалу? Был ли Пилат поднят на копья легионом, перешедшим на сторону Истинного Царя? Где вы видели такую победу, после которой все непосредственные участники столкновения с неправильной стороны живут в будущем долго и счастливо, ничего не теряя от своей позиции? Давайте посмотрим правде в глаза: смерть Христа никогда не была отомщена его убийцам. Он и не планировал такого, разумеется, но тем не менее.

Врагов среди людей у Христа не было. Фарисеи никогда не были противниками Христа, а что он их поминал часто - так кого люблю, того и наказую. Из фарисеев вышло много отличных христиан, тот же апостол Павел. Умные, с правильными приоритетами в духовной жизни, образованные и начитанные - красота! Что до саддукеев - то да, они считали Христа своим врагом. Но Христос не отвечал им взаимностью. “Прости им, Отче, не ведают, что творят,” - это слова о некомбатантах, о стороне игнорируемой, не участвующей в конфликте. (Кстати, готов ли политблогер повторить эти слова по отношению к своим мучителям?)

“Наша брань, - напишет впоследствии фарисей Савл АКА Павел - не к плоти и крови, но к духам злобы поднебесным”. Как вы не продолжайте человеческую историю до логического конца, всё равно люди найдут, как очередную светлую идею испоганить, высокие понятия опошлить, белоснежные символы запятнать. Христос фиксит именно эту багу - и никакую другую! Его не интересуют саддукеи в ином качестве, чем возвращающиеся домой блудные сыновья. Он нас всех любит, он нас всех спасал: и Пилата, и Кайафу, и даже Иуду спасал, такие дела. Судя по всему, как минимум, с Иудой не получилось, но никто не посмеет сказать, что это от недостатка попыток или упорства. Христос - путь домой, дверь в дом. Воскреснув, победив смерть, освятив человечество своим божеством, он дал нам - всем! - возможность вернуться.

Возвращаться придётся через пустыню, терпя голод и жажду, ходя по естественым делам вне стана и закапывая свои достижения лопаткой. Легче не будет, будет труднее. “В мире будете иметь скорбь,” - нас всех честно предупреждали.

Так что же, ужель излишня жертва Христа? Зачем платить больше, если разница, как это представляется, не в пользу более дорогой опции?

Каждый решает сам.

Лично я думаю, что стоит. Во-первых, Христос поставил на кон всё, что у него было. Уж он-то точно с нами в одной лодке. Вопрос о том, идти за ним или не идти - это вопрос о доверии лично Христу. Во-вторых, “более дешёвая” опция, с тихой, ни на что не претендующей жизнью - это та самая апокалиптическая теплохладность, и теплохладность, при том, совершенно лишённая смысла. У неё нет “зачем”. У неё нет развития. Это смерть. В отличие от предлагаемого Христом пути с неизменным “повиси-ка на нём”, пока не “надоест”, который предлагает исход, выход за границы - за все границы.

Да, когда-то “дешёвая опция” имела свою привлекательность - ровно до того момента, в который Христос наполнил своё предложение смыслом с избытком. До того момента, когда он воскрес, первый из всех нас. Непщуя получить свой номер в этом списке, я декларирую выбор дорогого, сложного пути.

Чего и вам всем желаю о воскресшем Господе.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

X-post from my DW account. Visit me here.

христианство, мысли вслух

Previous post Next post
Up