Originally posted by
ir_ingr at
Классификации сюжетов в мировой литературе***
Cугубо справочная подборка.
***
Система Аарне-Томпсона-Утера - около 2500 фольклорных сюжетов
***
69 сюжетов Киплинга - (список ищут до сих пор :-))
Here's my wisdom for your use, as I learned it when the moose
And the reindeer roared where Paris roars to-night: --
There are nine and sixty ways of constructing tribal lays,
And -- every -- single -- one -- of -- them -- is -- right!
(из IN THE NEOLITHIC AGE)
***
36 сюжетов Ж. Польти
* Мольба
* Спасение
* Месть, преследующая преступление
* Месть, близкому за близкого
* Затравленный
* Внезапное несчастье
* Жертва кого-нибудь
* Бунт
* Отважная попытка
* Похищение
* Загадка
* Достижение
* Ненависть между близкими
* Соперничество между близкими
* Адюльтер, сопровождающийся убийством
* Безумие
* Фатальная неосторожность
* Невольное кровосмешение
* Невольное убийство близкого
* Самопожертвование во имя идеала
* Самопожертвование ради близких
* Жертва безмерной радости
* Жертва близким во имя долга
* Соперничество неравных
* Адюльтер (супружеская измена)
* Преступление любви
* Бесчестие любимого существа
* Любовь, встречающая препятствия
* Любовь к врагу
* Честолюбие
* Борьба против бога
* Неосновательная ревность
* Судебная ошибка
* Угрызения совести
* Вновь найденный
* Потеря близких
***
24 сюжета по классификации Жерара де Нерваля - список не нашёл
***
20 сюжетов Роберта Тобиаса
1. QUEST - the plot involves the Protagonist's search for a person, place or thing, tangible or intangible (but must be quantifiable, so think of this as a noun; i.e., immortality).
2. ADVENTURE - this plot involves the Protagonist going in search of their fortune, and since fortune is never found at home, the Protagonist goes to search for it somewhere over the rainbow.
3. PURSUIT - this plot literally involves hide-and-seek, one person chasing another.
4. RESCUE - this plot involves the Protagonist searching for someone or something, usually consisting of three main characters - the Protagonist, the Victim & the Antagonist.
5. ESCAPE - plot involves a Protagonist confined against their will who wants to escape (does not include some one trying to escape their personal demons).
6. REVENGE - retaliation by Protagonist or Antagonist against the other for real or imagined injury.
7. THE RIDDLE - plot involves the Protagonist's search for clues to find the hidden meaning of something in question that is deliberately enigmatic or ambiguous.
8. RIVALRY - plot involves Protagonist competing for same object or goal as another person (their rival).
9. UNDERDOG - plot involves a Protagonist competing for an object or goal that is at a great disadvantage and is faced with overwhelming odds.
10. TEMPTATION - plot involves a Protagonist that for one reason or another is induced or persuaded to do something that is unwise, wrong or immoral.
11. METAMORPHOSIS - this plot involves the physical characteristics of the Protagonist actually changing from one form to another (reflecting their inner psychological identity).
12. TRANSFORMATION - plot involves the process of change in the Protagonist as they journey through a stage of life that moves them from one significant character state to another.
13. MATURATION - plot involves the Protagonist facing a problem that is part of growing up, and from dealing with it, emerging into a state of adulthood (going from innocence to experience).
14. LOVE - plot involves the Protagonist overcoming the obstacles to love that keeps them from consummating (engaging in) true love.
15. FORBIDDEN LOVE - plot involves Protagonist(s) overcoming obstacles created by social mores and taboos to consummate their relationship (and sometimes finding it at too high a price to live with).
16. SACRIFICE - plot involves the Protagonist taking action(s) that is motivated by a higher purpose (concept) such as love, honor, charity or for the sake of humanity.
17. DISCOVERY - plot that is the most character-centered of all, involves the Protagonist having to overcome an upheavel(s) in their life, and thereby discovering something important (and buried) within them a better understanding of life (i.e., better appreciation of their life, a clearer purpose in their life, etc.)
18. WRETCHED EXCESS - plot involves a Protagonist who, either by choice or by accident, pushes the limits of acceptable behavior to the extreme and is forced to deal with the consequences (generally deals with the psychological decline of the character).
19. ASCENSION - rags-to-riches plot deals with the rise (success) of Protagonist due to a dominating character trait that helps them to succeed.
20. DESCENSION - riches-to-rags plot deals with the fall (destruction) of Protagonist due to dominating character trait that eventually destroys their success.
***
Семь сюжетов мировой литературы Кристофера Букера:
1. Из грязи в князи: история обыкновенного человека, который открывает в себе что-то необыкновенное.
2. Приключение(quest): полное трудностей путешествие в поисках труднодостижимой далекой цели.
3. Туда и обратно: какое-то событие вырывает героя/героиню из привычной среды. Сюжет - их попытки вернуться домой.
4. Комедия: Not just a general term, but an identifiable form of plot which follows its own rules.
5. Трагедия: В кульминации главный герой погибает из-за своего недостатка характера, обычно страсти любовной, или жажды власти.
6. Воскресение: Герой, под властью темных сил или проклятия. Чудо выводит его из этого состояния на свет.
7. Победа над чудовищем: герой или героиня сражается с монстром, побеждает его в неравной схватке, и получает сокровище или любовь.
***
6 Архетипических сюжетов мировой литературы по Юнгу
• Тень
• Анима
• Анимус
• Мать
• Ребенок
• Старик
***
Согласно Борхесу существует всего четыре сюжета. Новелла "Четыре цикла":
Историй всего четыре.
Одна, самая старая - об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, - о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.
Третья история - о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога - Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше - в ад.
Последняя история - о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде.
***
В английских школах ученикам преподают, что сюжета четыре:
1. Man v. Man
2. Man v. Himself
3. Man v. Nature
4. Man v. Supernatural
+++
Также неоднократно приходилось слышать, что есть "известная система 14 сюжетов Шекспира", а также в разговорах блуждают неопознанные классификации в 9, 12, 21 сюжетов.