новые слова: Ежу 16 месяцев
- пупочек (показывает на пупочек) - ребенок буквально одержим рисованием, мы рисуем большую часть дня: нарисовала ей мальчика или девочку, она поставила точку на животе и показывает себе на живот: это пупочек
- помоги (стучит пальцами одной руки по раскрытой ладони другой руки) - если помощь нужна срочно, стучит чаще и быстрее )) то же самое с "больно"
- больно (сводит указательные пальчики) - это вообще был прорыв, теперь она рассказывает, когда болят зубы, голова или живот. если болит сильно, то видно по движению, например, если зубную боль терпеть совсем уже нельзя, то сразу понятно, и я уже просто даю обезболивающее. обычно хватает сопереживания. проверяла: если она показывает, что болят зубы, и я говорю "ой, бедный пузырь, у тебя болит голова" - тут же протест, мотает головой и показывает на зубы. до этого она регулярно кусалась во время еды, даже пару раз прокусывала сосок. после того, как научилась говорить "больно", и я сказала, что кусаться "больно", - не укусила больше ни разу. если видит, что я ударилась, всегда спрашивает, больно ли мне.
- где (разведенные руки, раскрытые ладони или "де")
- книжка (ладошки вместе и врозь, не размыкая рук)
- спасибо (проводит пальцами по подбородку, от губ вниз)
- пожалуйста (прижимает ладонь к груди)
- опа! - горка (когда она скатывается с горки, я говорю "опа!", вот откуда)
- кря-кря (утка, с великолепным рррр)
- слон (берет себя за нос и "вытягивает" его как хобот)
- обезьяна (стучит себя по груди и кричит у-у-у-у)
- жираф (поднимает голову и хлюрпает так, будто жираф, который ест что-то с ветки)
- пингвин (делает вид, что ныряет)
- лошадка (го-го)
- петух (ку-ку)
- курица (ко-ко)
- лебедь (шипит)
- машина (р-р-р-р)
ну и слова-слова:
- после "мама" и "папа" - третье слово "бэби"
- и четвертое на нидерландском "папи" - бумага - это по поводу рисования, то есть дай бумагу
- "пибо" - спасибо
что еще: помогает накрывать на стол, готовит со мной вместе (мешает все ложкой), сортирует мусор (прекрасно понимает где стекло, где бумага, а что в мусорное ведро надо выбросить), пьет воду из ванной, спускается по лестнице, рисует, рисует и еще раз рисует карандашами, пастелью, красками, мелками. никакого нытья и криков, потому что все получается объяснить, вообще уровень коммуникации невероятно высокий, Л. понимает все, причем на обеих языках! это видно по ее реакции, по той же реакции сразу понятно, если она не может разобраться в том, что услышала, и мы пытаемся объяснить проще. может выстраивать рассказы: про свои прогулки: были в парке, гуляли, видели сначала собаку, потом утку, потом лебедя.
теперь совсем невероятное: на прошлой неделе играли с ней в кубики, строили башню. она увидела на кубике петуха, там буква П и петух, кричит "ку-ку", потом берет кубик, где только буква П стоит и говорит опять: "ку-ку". то же со змеей, то есть узнает букву З без картинки змеи.