Чем-то пленительным и чарующим веет от изумительных лучезарных произведений средневековой живописи из стекла. Как-то охотно поддаешься могучему очарованию этой роскоши красок и опьяняющей и, в то же время, возвышающей душу. Неудивительно потому, что именно это, так сильно действующее на настроение, искусство применялось, главным образом, в церквах. Чрез все народы: византийского, романского и готического стиля мы видим, что живопись на стекле развивается исключительно в церквах; светским, нецерковным целям она служит впервые лишь в эпоху Возрождения.
Предание приписывает изобретение стекла финикиянам, но уже задолго до них цветное стекло было известно древним, так как в дошедших до нас вазах и других стеклянных сосудах мы находим насквозь окрашенное стекло. И изумляемся же мы разносторонней и богатой технике древних египтян в деле употребления стекла.
Употребление стекла для внешней защиты окон становится известным в IV-м и V-м веке. Так Ацоклий Пруденс (318-413), в своем отчете о базилике San Paolo fuori lе mura, описывая ее великолепные цветные окна, сравнивает их с сияющими в весеннем наряде лугами. И в константинопольской Софии известно нам, что уже в 534 году она имела окна с расписными стеклами; в то же время и в Париже Хельдеберт также украсил одну из церквей цветными стеклами.
Из свидетельства монаха Теофила Пресвитера, писавшего в XI веке, а именно из его сочинения Diversarum articem schedulae узнаем, что стекольная живопись появилась впервые во Франции; другие же источники указывают, напротив, что колыбелью этой отрасли искусства были прирейнские края, так Рата, монах из Сен-Реми в Реймсе, сообщает в своей хронике, что архиепископ Адальберт (968-989) при возобновлении собора, приказал украсить его окна фигурными изображениями и что призванные для этого художники были немцы из Прирейнского края.
Это старинное стекло, однако, существенно отличалось по своим свойствам, от нынешнего. Техника его изготовления была чрезвычайно примитивная и все оно было пронизано множеством мелких и мельчайших пузырьков. Но именно это условие, хотя и вредило прозрачности стекла, в то же время придавало ему изумительную лучезарность, так как каждый пузырек создавал, по крайней мере две рефлектирующие светящие точки.
Дошедшие до нас образцы все окрашены насквозь и крайне разнообразны в своей плотности. Поэтому они и в своих тонах никогда не представляют ровного однообразия, а постоянно переливаются и играют.
Cобор в Аугсбурге, конец XI-го века. Моисей, Даниил и другие библейские персонажи.
«Голова Христа» из Виссембургского аббатства в Эльзасе, 1060 год
Шартрский собор, начало XIII-го века. Рождение Христа
Сент-Шапель, середина XIII-го века. Изображения из Ветхого и Нового Заветов
Йоркширский кафедральный собор, XV век. Изображение апокалипсиса
Витраж Фрэнка Ллойда Райда, 1912 год.
«Священный град», Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Луис Тиффани, 1915 год.
Часовня Розер, Ванс(Франция), Анри Матисс, 1949-1951 года.
Гроссмюнстер, Цюрих, 2006-2009 года.