Варнинг: Многобуков!
Стало получаться порой ездить в метро - соответственно, в жизнь вернулись книжки)
(О, КАК же я соскучилась по бумажным книжкам, кто бы знал!))
Ну вот. В данный момент рука ухватила прикупленную еще в прошлой жизни "Историю шарлатанства".
"Краткий обзор худших способов лечения с древности до наших дней".
Ну, что.
Книжица занимательная, и почти вполне соответствует названию.
Почти.
Потому что - Худшие способы лечения - это да. О, ДААА,
А вот шарлатанство...
Оно там, конечно, тоже присутствует. Как всякая накипь, сразу образуется и порой весьма процветает.
Но в остальном - все описанные методы и лекарства, - они, конечно, странноватые, - но только на наш сегодняшний взгляд. А когда их изобретали и пускали в оборот - совершенно были же серьезные и даже "научно обоснованные" снадобья и манипуляции!
И на всякое вмешательство была вполне красивая теория, напечатанная не в журнале Крокодил или там ЗОЖ, а в настоящем научном медицинском издании. Или у Гиппократа написанная, а он почти что Маркс.
И всякие просверливания дырок в черепе - ну в самом деле, логично же, чтобы лишний пар из мозгов выпустить!? Или пойти дальше и размешать мозги ножом для колки льда, чтобы ум из-за разума выковырять и в норму привесть - чем не методы? А то сумасшедших развелось... А потом все тихие такие становятся, благодать.
И любимые народом кокаин, морфин и опиум - чудесные же средства, и даже от ВСЕГО вообще, разве нет? Если вам искренне назначили что-нибудь из этого (и в кока-колу от души намешали, ага) - при чем тут шарлатанство? Люди хотели как лучше!
И какому такому ШАРЛАТАНУ придет в голову вдувать вам в задницу табачный дым ради собственного - Обогащения? что вряд ли. Удовольствия? - ох, сомнительно... Чистый, между прочим, альтруизм и спасение утопающих!
Или вот стрихнин. Честно, быстро, грантированно. Без обману, 100% результат.
* * *
Ну и да. О том, как это работало на практике - очень живенько у Марка Твена.
(Это такое удовольствие, что почти невозможно сокращать. Но я старалась))
...Тетя Полли встревожилась. Она перепробовала на нем все лекарства. Она была из тех людей, которые увлекаются патентованными средствами и всякими новыми лекарствами и способами укрепления здоровья.
Водолечение тогда только еще входило в моду, и подавленное состояние Тома оказалось для тети Полли просто находкой. Каждое утро она поднимала его с зарей, выводила в дровяной сарай и выливала на него целый поток ледяной воды, потом растирала жестким, как напильник, полотенцем, потом закатывала в мокрую простыню, укладывала под одеяло и доводила до седьмого пота, так, что, по словам Тома, "душа вылезала через поры желтыми пятнышками".
Но, несмотря на все это, мальчик худел и бледнел и нисколько не становился веселее. Она прибавила еще горячие ванны, ножные ванны, души и обливания. Мальчик оставался унылым, как катафалк. Она начала помогать водолечению диетой из жидкой овсянки и нарывным пластырем.
Том стал теперь совершенно равнодушен к гонениям. Это равнодушие напугало тетю Полли. Надо было во что бы то ни стало вернуть его к жизни.
Как раз в это время она впервые услыхала о болеутолителе. Она тут же выписала большую партию этого лекарства. Она попробовала его и преисполнилась благодарности. Это был просто жидкий огонь. Она забросила водолечение и все остальное и возложила все надежды на болеутолитель. Она дала Тому чайную ложку и следила за ним, в сильнейшем беспокойстве ожидая результатов. Наконец-то ее душа успокоилась и тревога улеглась: "равнодушие" у Тома как рукой сняло. Мальчик вряд ли мог бы вести себя оживленней, даже если бы она развела под ним костер.
/Тетке не приходило в голову, что Том поит болеутолителем щель в полу гостиной,.
Однажды Том только что приготовился угостить эту щель ложкой лекарства, как в комнату вошел теткин желтый кот, мурлыча и жадно поглядывая на ложку, будто просил попробовать. Том сказал ему:
- Лучше не проси, если тебе не хочется, Питер.
Питер дал понять, что ему хочется.
- Смотри не ошибись.
Питер был уверен, что не ошибается.
- Ну, раз ты просишь, я тебе дам, я не жадный; только смотри, если тебе не понравится, сам будешь виноват, я тут ни при чем.
Питер был согласен. Том открыл ему рот и влил туда ложку лекарства.
Питер подскочил на два метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами и поднимая невообразимый шум. Потом он встал на задние лапы и заплясал вокруг комнаты в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли вошла как раз вовремя и увидела, как Питер перекувырнулся несколько раз, в последний раз испустил мощное "ура" и прыгнул в открытое окно, увлекая за собой уцелевшие горшки с цветами. Тетя Полли словно окаменела от изумления, глядя на него поверх очков; Том валялся на полу, едва живой от смеха.
- Том, что такое с Питером?
- Я не знаю, тетя, - еле выговорил мальчик.
- В жизни ничего подобного не видела. Отчего это с ним?
- Право, не знаю, тетя Полли; кошки всегда так себя ведут, когда им весело.
- Вот как, неужели? - В ее голосе было что-то такое, что заставило Тома насторожиться.
- Да, тетя. То есть я так думаю.
- Ты так думаешь?
- Да, тетя.
Она наклонилась, а Том следил за ней с интересом и тревогой. Он угадал ее намерение слишком поздно. Ручка ложки предательски торчала из-под кровати. Тетя Полли подняла ее и показала ему. Том моргнул и отвел глаза в сторону. Тетя Полли ухватила его по привычке за ухо и хорошенько стукнула по голове наперстком.
- Ну, сударь, для чего вам понадобилось мучить бедное животное?
- Мне его жалко стало, ведь у него нет тети.
- Нет тети! Дуралей. При чем тут тетя?
- При том. Если б у него была тетя, она бы сама ему выжгла все нутро. Она бы ему все кишки припекла, не поглядела бы, что он кот, а не мальчик!
И вот этот постулат - "Жжет, значит, лечит", - был успешно внедрен и в мое сознание с молоком матери, так что я ничего не могу с собой поделать. Йод и горькая таблетка - залог успешного лечения!
(Доктор Пилюлькин, гордись мной)
* * * *
В общем, книжечка развлекательная и познавательная такая, с хорошим здоровым юморком написанная (и переведенная).
Наводит на мысли.
О новинках медицины) Которая периодически радует же сенсационными открытиями.
Велит носить маски и перчатки, или медные браслеты, или магниты, или еще что-нибудь. И таблеточки изобретает. И лучи. И аромалампы. И мало ли еще что!!!
А потом как-то тихо эти новинки сдуваются, и им на смену приходят новые чудодейства.
Ну и где грань?
(Из грустного - одна немоя знакомая-врач (практикующий хороший специалист), переболев Ковидом, впала в депрессию - потому что НЕ МОЖЕТ ПОНЯТЬ, как устроен этот вирус. Ей, как врачу, это оказалось критично невыносимо. Именно его непохожесть на все, чему ее учили.
Не хочу его обсуждать, а хочу о том, что мы только думаем, что стали много знать и можем теперь свысока посмеиваться над камнем глупости в голове.
Извлечение камня глупости.
Вообще картинок на этот сюжет (камень глупости или камень безумия у некоторых) оказалось неожиданно много.
Классический, конечно, Босх, но это вот - внезапно Рембрандт (ранний), для разнообразия.
(И каким-то образом это из цикла Пяти чувств "Осязание".
Ну, вот такое вот у него осязание...)
А на самом деле мы только чуток приподнялись над вымачиванием кишок в вине.
И каждый день открываются какие-то такие новости, которые прямо с ног на голову все переворачивают.
Или вот в тупик ставят, только руками разведешь.
Так что и наши знания-представления сильно не окончательны.
И о нас через пару сотен лет напишут какую-нибудь смешную книжку - Представляете?! ОНИ мазали ссадины йодом, а от головной боли принимали цитрамон ! Вот же шарлатаны, а!?
Картиночку потырила у неисчерпаемой
irin_v )))