Для РА, которая читает, но не пишет
И кофе не пьет))
Надо записать, пока быльем не поросло.
К вопросу о театре))
Сходила на Крымова - с лаконичным названием БОРИС.
Ну, как я туда шла - это отдельная история, причем для меня классическая)))
Получить заранее в дар билет - и положить в хорошее место - но не потерять, как бывает, а так и сохранить до нужного дня! Чудо))
Узнать, куда именно надо идти - за минуту до выхода и почти случайно)) Но все же узнать. И пойти.
Дойдя - а это Музей Москвы и больше никакой информации, нигде - потыкаться последовательно во ВСЕ двери.
Наконец, решить посмотреть - а во сколько, собственно?...
Увидеть время 20:19. Эххх...
Потом понять, что это все-таки ГОД. А время ничё, 19:00, как полагается))
В общем, дошла)))
Единственный знак на этой продуваемой ветрами огромной пустой местности внутри Провиантских складов - далекий мааааленький красный флаг со скукоженной от ветра надписью: БОРИС.
Дальше было еще интереснее.
На входе проверили билеты и сумки - и у одной тетечки ОТОБРАЛИ бутылку воды. "Потому что это же МУЗЕЙ! А в музей с водой НЕЛЬЗЯ! Зажотите - придете сюда и попьете..."
Капец.
Дальше можно раздеться и оказаться в огромном ПУСТОМ ангаре. Ну как, пустом. Там стоят ряды сидений, натянута сетка волейбольная и с краю - я все искала то МУЗЕЙНОЕ, ради чего женщину обделили - стоят какие-то бревна из раскопок центра Москвы.
Потом - позитивненько - в рядочек гробы. Домовины и саркофаги. Разных князей, судя по этикеткам (и откуда их подоставали-то? на табличках ничего не сказано, и это музей?!)
Потом - витрины с разным. Все более странным - конские хвосты разных коней (? зачем?), гора черепков (каждый черепок со своим инвернтарным номером!), голенища сапог, подмётки, ножи и ключи, ложки... гора ложек! Колокола и языки. Царь-гвоздь...
Все выложено под стекло на картоночках и бумажках, стыдоба.
Чем дальше, тем сильнее ощущение какой-то недоделанности и ненастоящести. Витрина с "Остатками косторезного промысла" откровенно заполнена резаным и крашеным пенопластом.
Наконец, стол с непойми чем - то есть вполне современным мусором - "различные предметы бытового и хозяйственного назначения", хм. Инсталляция, сталобыть. Табличка КОНЕЦ ВЫСТАВКИ - и - тадамм! Буфет. С водой в продаже. ТЬФУ.
Пошла искать хоть название выставки - не-а. Конец есть, начало не предусмотрено)
Позлилась, понедоумевала, пошла на место садиться.
Еще к тому же какие-то дети набежали, тут же начали в мяч играть...
Оно, конечно, ну и пусть - нечего тут повреждать этим мячом, от слова совсем, но все равно... как-то нетеатрально, да?
Села, жду))
Ну и началоооось...)))
Крымов - он такой Крымов.
А Борис - он такой... Вот если бы Хлестаков вырос и вдруг его избрали царствовать.
Живчик, шустрик, подвижный, даже обаятельный... До поры. Пушкина любит - СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.
Стихами ему присягу приносят, любовной лирикой, да))
Так весело все начиналось...
- Теперь пойдем, поклонимся гробам
Почиющих властителей России,
- А гробы уже того-с. Сюда доставили...
- Да? А не перебор ли это?
- Перебор.
- ... Ну, раз доставили...
БЛИН!. Как нас развели, с этой выставкой!!!))) То-то мне все казалось, что они крашены гуашью)))
Ну и понеслось... Поклонение предкам. С историческими справками ("Всеволод Большое Гнездо. Имел четырех дочерей и восемь сыновей! Говорили - "Большому гнезду большие яйца". - Да? ...А давай посмотрим?...).
Даже Вещего Олега притащили - правда, без змеи.
Стояли, зажимая носы, изображая... Что? Не почтение уж точно... Перетерпевая причуду босса?
То ли бесконечный балаган, то ли фррс. Которым если и пытаешься управлять - объявлять номера, чтобы все шло хоть приблизительно по плану - то всё равно всё сыплется и разъезжается, все идет не так и не туда... Хоть тресни.
Трудно в этом хаосе вычленить связную драматургическую последовательность.
То мальчики, играющие на красном рояле.
То наоборот, старушки, поющие хором.
Вечно накрытые столы, где кто-то вечно что-то жует.
То за окном - Стасовским термальным окном Провиантских складов - так вот за окном - ВРЕМЯ - купола то на закате, то на рассвете, то голуби, то снег.... То стая ворон - когда самозванец объявился - взлетает стая - фыыррр! - и ворон летит в зал. Настоящий. Черный. Страшный. Прямо который NEVERMORE.
А то напротив - поют про белых журавлей - и вовлекают, и вовлекаешься, подтягиваешь...
И сцена у фонтана...
С феерическими перепадами отношений униженности - и принятия унижения, униженности - и не-униженности, если ты НЕ принимаешь это как унижение, гордости - и бестактности, самоуважения и неуважения другого одновременно. Страшности власти, которая может себе позволить все, что хочет - и власти говорить бестактности "из лучших побуждений". И рядом - как вы винегрет готовите? Туда маринованные огурцы лучше класть или соленые? А борщ? На терке? Или соломкой? Вы как режете? Комок всего, в котором тебя швыряет между полюсами "хороший-плохой" - и все это, между прочим, под чтение монолога Дмитрия, и его признания Марине, чтения феерического, на мой взгляд. И вдруг Гомер с кораблями... И десятком яиц ШАВРК! об пол... на прощание.
И так жалко всех. Такие все несчастные - все, все участники и заложники этого фарса, из которого не выбраться. Ни без потерь, никак просто вообще. Пока он не закончится - уже все равно, чем...
КТО УБИРАТЬ БУДЕТ? - вопрошает Борис. - но нет ответа. Не спешит ни "группа поддержки" - из квадратных людей, ни "культура" в кокошнике. Приходится самому Ползая под ногами, засучить рукава и вытирать яичную жижу. Пока жизнь продолжает катиться своим чередом по ухабам...
И доверительный монолог про совесть... Ключевой - да, ключевой.
И опять жалко, жалобно звучит. И опять "выбирай сердцем" - кого? Сердце-то оказывается непостоянным. Склоняется то туда то сюда. То готово вовлекаться, сопереживать - так и тянется прилепиться к кому-нибудь и уже его любить. ТО отвращается от его же гнусностей и жестокостей, тут же творимых. Всем организмом топорщится и отторгается, сердясь еще на себя же за то, что вот только что же испытывал в эту сторону симпатию... Чтобы в следующий миг переметнуться обратно. И так несколько раз.
(Мальчики играют на красном рояле, мальчики в белых рубашечках, да)
В этот же красный рояль и грянется Борис в конце, как в гроб, в никуда.
И вот чем все кончилось. Борис - Тимофей Трибунцев, как он выжил вообще
И безразличные бояре той же толпой со спокойным безразличием встанут вокруг сына, мальчика, которому только что присягнули.
("Чисти зубы, Лёня, два раза в день! И пианино не бросай!")
Вот где действительно страшная сила - квадратные люди, которым все равно вообще. Все равно, кто. Лишь бы самим тут остаться.
И они остаются. В свитерах с оленями. С лирикой Пушкина. С пением про журавлей. С обаятельной дружелюбной улыбкой -
"Ну что сказать вам москвичи на прощанье" - взрывает самый, пожалуй сильный внутренний диссонанс.
А давайте все позовем: Дмитрий Ивановииич!
Квадратные люди. И глаза такие добрые-добрые...
Но тут народ - зритель - дисциплинированно безмолвствует, то ли придавленный впечатлением, то ли по тексту.
Страшно жить на этом свете, господа.
Карочи, словив несколько раз зрительский опыт, поперлась спрашивать самого Крымова))
Задавать вопрос, который я очень плохо смогла сформулировать)) Но он обещал додумать.
- Мне интересно - Вы как режиссер - вот эти качели, когда я как зритель то готова подыгрывать тому, во что меня вовлекают - то есть самому факту, что меня вовлекают, театр-игра и соучастие, все нормально - НО в другие моменты это вызывает у меня дикое отторжение - не по сюжету даже, что я не люблю, допустим, мерских бояр - а именно по факту вовлекания меня туда, куда я не хочу сейчас, я хочу отстранться, например, а меня тащат. Так вот ЭТОТ эффект - он срежиссирован? Запланирован как-то - или сам получается? (Ну потому что режиссер же зрительской реакцией по идее способен манипулировать, но обычно это делается на уровне "а вот тут они будут смеяться, а тут плакать" - но это посто детский сад по сравнению)
Удивился мэтр и ушолдумать)) Наверное))) Процитировав
- Как говорится в спектакле - "А не перебор ли это ? - Перебор!"
То ли про вопрос, то лт про ответ))
Такой уж он. Иносказательный))
* * *
А еще я посмотрела на настоящего ворона.
Который сидел и ел печеньку, позволяя тетечкам себя разглядывать и фотографировать.
Артист)))
Да, мы спросили - и он не чорная ворона, а натурально ворон.
Это вообще охрененная форма жизни, космос!