Карабасовы записки (Про кукольный театр, значит))

Oct 28, 2018 08:35

Странные отношения с кукольными театрами...

Изначально я этот вид искусства, скорее, НЕ любила - и это даже мягко сказано.

интырнет-фото

Существовал, конечно, "Необыкновенный концерт" - который смотрели, как Штирлица, бросая все дела, сколько бы раз его не показывали.
Но он не был в полной мере "кукольным", он был именно спектаклем, местами заученным до дыр. И, конечно,  (как потом выяснилось)) Гердтом - главным, непревзойденным и наименее "кукольным" из всех.

Но параллельно существовали еще и кукольные мультфильмы*, и особенно кукольные "детские телеспектакли"... Вот где таился полный трэш.

(*Кукольные мультики БЫВАЮТ хорошие и прекрасные, та же "Варежка", над которой я до сих пор реву. Но в масштабах всего влитого в детскую меня прекрасного - это все же отдельные шедевры среди океана плюшевых историй про заек, мишек и прочих зверят, бррр)

При том положении вещей, когда смотрение мультиков становилось в некотором роде обязанностью - показывают же, специально для детей же, ты ребенок - вот и смотри! - созерцание этих хлопающих ртов на веревочках, лесок и палок, неествественных и однообразных движений - и самих крайне УБОГИХ историй - в сочетании с неотпускающим ощущением ВЛОЖЕННОГО ТРУДА - доставляло крайне сложнную - омраченную - "радость".
(Почему-то я точно знала - каждый раз - что мне показывают ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД, а я, такая неблагодарная, еще нос ворочу... И правда не врубаюсь, нахрена столько стараться ради такого пшика)
Только в самое последнее время, когда кукольная мультипликация сделала прорыв и научилась прятать белые нитки и творить иллюзии, живущие самостоятельной жизнью - стало можно получать от нее удовольствие.

Ну нет, были, конечно, Хрюша и Степашка, и Филя, и тетя Валя - но они как раз были не кукольные, они были настоящие!))

В общем, сложное соотношение между иллюзией, в которую тебя призывают поверить - и явной картонностью этой иллюзии, подразумевающей, что ты идиот, если в это поверишь (а дополнительно - особенной стилистикой кукольных персонажей - ибо много что выросло из театра Образцова, который у нас светоч и все такое - но блин, они же у него СТРАШНЫЕ все как один!!!), эта грубая гротесковость раззявленных ртов и намалеванных рож - никак не давали припасть.

Хотя в то же время всегда чувствовалось, что кукольный театр призван и способен быть волшебным. Чудесным. Разнообразным. Театром теней, превращений и путешествий в иные миры...

А потом вдруг, ничто не предвещало - но кукольный театр прокрался в мою жизнь и нормально так в ней обосновался)) Вертепами - простодушно-самодельными и не скрывающими этого. Студенческими постановками. Рассказами про Резо Габриадзе. Сводками с фестивалей. И даже (!) настоящими походами в настоящие кукольные театры))
Особенно в Питере, Питер родина слонов нынче кузница кадров и столица кукольности (что очень логично, после балаганно-петрушечной кукольности постреволюционной Москвы - передать знамя измышленному городу иллюзий, силуэтов и интеллектуальных заморочек)


Кто пойдет убивать старушку?

Этим летом в Питере мы побывали на целых двух кукольных событиях.




а это фотки мои уже, понятно по плохому качеству)
Сначала на спектакле театра КУКольныйФОрмат "Всадник купрум". (Про который честно предупредили, что для школы все равно придется читать книжку, потому что у них - то, да не то совсем!)
И вот, казалось бы - те же куклы, веревочки, странно-пугающие механизмы - все они обитают в крошечном фойе, на виду, не скрывая своей зависимости и уязвимости.
А потом выходят на сцену...
И почти не помнишь, что это куклы. И уж совсем не помнишь про злосчастный "тяжелый труд". Потому что всё в радость, потому что все вместе - и кукольные, и человеческие актеры,- сговорившись, залихватски и остроумно дурят нашего брата. И брат обманываться рад.


Екатерина, Меншиков и Петр (конь шедеврален)


Евгений бледный( И архитектурные памятники
тоже интырнет-фото

Порадовались изобилию всяких театральных штук - как оно все двигается-раскладывается-тонет-плещется - очень много всего интересного происходит со сценой. Эта изобретательность,  удовольствие от игры в эти кукольные куклы, и всамделишность деталей, и вообще всё - не просто восхищают, но по-хорошему вызывают зависть, и хочется скорей пойти и тоже что-нибудь (хоть что-нибудь) придумать)).

(А, кстати, не признак ли это свободы? Внутренней, как способа жить? Которая, с одной стороны, разрешает все это, а с другой - бурлит, изливается и инфицирует остальных?
...А тогдааа...
Не поэтому ли самые внутренне свободные и талантливые театральности (и кино?) столь яростно запрещались и всячески не допускались до зрителей? Не потому, что "ваш крокодил на похож на члена политбюро". А потому, что оно ЗАРАЗИТЕЛЬНО?)

Заодно получили прекрасное удивление - насчет особенностей восприятия масштабов. (У меня-то вообще это проблема - настоящий размер куклы понять, мне все кажутся сильно больше, чем есть)) Но когда после/наряду с кукольными героями на сцене появляются человеки в масштабе человека... Это нечто ГИГАНТСКОЕ. Великанское. Хагридское. Больше всех вообще!!!
(И каким же нормально-размерным оказывается тот же человек после спектакля! Чудеса.)

* * *
 ...Пожалуй, на этом надо уже остановиться.
Вообще-то эта тема у меня поднялась ради одной цитаты, но Остапа унесло в преамбулу, и до самой амбулы он так и не добрался.
Может быть, еще не все потеряно, и я допишу (ЕБЖ) - в общем, не ругайтесь сильно.

Питер, театральное, культур-мультур, мыслильня, ностальгическое, детство, чайники

Previous post Next post
Up