Опять об Пушкина!

May 03, 2018 01:42

Извините, но Остапа понесло.
И Остап набрел на вот такой материал про Пампуша на Твербуле)
http://www.izbrannoe.com/news/eto-interesno/pamyatnik-na-pushkinskoy-ploshchadi-mog-byt-drugim/
(Материал вполне исторический, ни разу не иронический, можно не опасаться)
И еще он с картинками, некоторые из которых я и тырю)

Конкурсы на памятник Пушкину, которых было три.
С момента создания первого проекта памятника (1860) до победы Опекушина (1875) было создано более 50 моделей. Только на трех пушкинских выставках демонстрировались 45 работ.

Победителя мы знаем, а вот как это МОГЛО быть - ...


Первый конкурс , 1873 год

Спасибо дотошному фиксатору, который все это исправно запечатлел.
Однако толпа Пушкиных - от материальных до полупризрачных - впечатляет. Каких тут Пушкиных только нет! Есть и Наполеоновский, и римско-Байронические (в целом все вместе создают впечатление какой-то сауны). И даже, по-моему, один Толстой среди них затесался - или тот самый Пушкин-с-бородой, "Пушкин будущего", учитель народов.
И как они выбирали среди этого роскошества?...

Второй конкурс, 1874 год


Тут уже полегче, трое победителей, наш Опекушин - справа.
Сам Пушкин помаленьку лишается простыней, зато залезает на какие-то хитрые постаменты со змеями, скалами и женщинами.

(*У Опекушина - это персонажи, чтоб всем было понятно и просветительно:
В одной из (первых версий) Пушкин с гордо скрещёнными на груди руками в необычном, длинном одеянии стоял на четырёхгранной пирамиде, окружённый группами героев его произведений - «Бориса Годунова», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Полтавы».
В другой модели поэт тоже стоял на усечённом пьедестале, напоминающем обелиск, по которому вились гирлянды, и примерно на половине его высоты была прикреплена фигура Музы).

(* Слева, кажется, Пименов, описание подходит:
Н. С. Пименов изобразил Пушкина на высокой скале со сложенными на груди руками в позе, которая напоминает позу на портрете О. Кипренского. Несколько ниже статуи поэта летящий Гений держал в правой руке раскрытый свиток с текстом оды «Памятник», а в левой - венок. С противоположной стороны на скале была укреплена доска с названиями наиболее известных произведений поэта, украшенная лавровой гирляндой. У основания скалы стоял человек, вырубающий на скале надпись «Пушкину - Россия», причём черты его лица напоминали портрет самого скульптора. Чуть выше восседали ещё несколько фигур с атрибутами искусств в руках.
С трёх сторон памятника должны были бить фонтаны.
Тут на картинке гений только один, без помощников, а под ним, по-моему, вообще змея. Но других вырубающих что-то на скалах - не попадалось... И идея фонтанов - живет и побеждает, в правильном направлении мысль автора шла!)

Третий конкурс, 1875 год.
Шредер, Забелло и Опекушин


А вот интересно - творец совершенно сомасштабен своим творениям, и эти облепляющие постамент глюки плоды воображения фигуры ему получаются равнозначны?...


(все целиком и еще раз отдельный Пушкин для непонятливых)
Марк Антокольский вообще придумал вон какую хитрость.
Или это народная тропа? Обрывистая и крутая, по скалам над пропастью невежества? По которой все помаленьку забираются, держась за хлипкие перильца?... И Пушкин сверху восседает, поглядывая на шествие пигмеев (ибо эти - примерно в половину его размера) - и, может, не решаясь спрыгнуть?*

* АПД: Нее, не народная! Все еще лучше!
"У Антокольского на вершине скалы или утёса была установлена фундаментальная скамейка, на которой в спокойной и несколько задумчиво-грустной позе, наклонив голову, сидел Пушкин. К нему вели вырубленная в скале лестница, огороженная тонкими металлическими перилами.
По ней в печальной процессии, держась или за перила, или за стену утёса, вереницей поднимался к поэту с добрый десяток его героев - старик рыбак, Борис Годунов, Русалка, Мазепа, Гринёв и т. д."
...Што это было, шеф?...

Однако большинство художников и критиков (почему-то?) отнеслись к этому проекту Антокольского отрицательно.
Тургенев находил проект Антокольского смешным, карикатурным: «Нигде в Европе таких пьедесталов не делают. Что за шествие типов! Ха-ха-ха-ха!» (из письма Стасову))

И чего, спрашивается, именно к Антокольскому прицепился? Все они были хороши...
Вообще с постаментами у них творилось что-то безудержное, просто оторопь берет.
Куда там дедушке Крылову с его лягушками...


Н.А. Лаверецкий. Н.И. Бахман. Первый проект памятника Пушкину (еще до всех конкурсов, даже денег не собрали, чистый энтузиазм!)
Если не знать, что это 1860 г... Просто Пушкин и Дети, хорошие такие 1930-е...

(*Ой, какое прелестное нашлось!
(Памятник) представлял собой скалу, на вершине которой стоял Пушкин. Перед ним слева находились две небольшие, почти детские фигуры, и он передавал стоящему впереди отроку своё перо. Другой юноша, олицетворявший русский народ, прижимал к груди книгу стихов поэта. Справа была муза, указывающая на лиру, и лавровый венок у ног поэта. Внизу, у подножия скалы, а также в небольшом углублении вроде грота, располагались ещё три фигуры, символизировавших сказку, лирику и историческую поэзию.
Обожаю!))

Впрочем, в детстве мне такие памятники как раз нравились)) Их разглядывать интересно, всякие там человечки, штучки, наряды...  Да, и Грибоедова, и фонтан Дружбы Народов на ВДНХ тоже!
Вот что значит - реалистическая школа!


А вот тоже прекрасный скульптор, Михаил Микешин...
У него с постаментом все более-менее, никакого вам Тысячелетия России. Зато Пушкин какой врубелевский! (Прото-Врубелевский, до Демона еще лет 15!)
А если посмотреть на размеры дядечек, которые опершися на гранит... То Зураб Константиныч тихо поскуливает в уголке...

В общем - мы бы и к такому привыкли, наверное, если бы привелось. Но так все это удивительно))
И все-таки - наш Опекушинский Пампуш - лучший!

* * *
А вот как надо начинать статьи (или книги?) о скульпторах:
С детства любил крестьянский сын Саша Опекушин читать стихи Пушкина.
Как гласят все руководства по книгописанию: первое предложение - половина успеха.
Все остальное о нем - тут: https://www.booksite.ru/localtxt/mon/ume/nts/sto/74.htm

разные информации потырены в интернете и дополнены другими интернетами, ссылки не сохранились((

Москва, культур-мультур, Пушкин, Сады земных наслаждений, чайники, наше все

Previous post Next post
Up