Ну вот да, с таким опозданием - наш последний день летней Ярославской поездки.
Плёс ТОТ САМЫЙ.
Куда давно особенно хотелось: мне название очень нравится, с этим плеском и вроде бы даже утёсом))
При этом по интернет-фотографиям совершенно непонятно, что же это за место.
В общем, мы туда поехали-поехали - и вот, наконец.
Программа была у нас культурная: музей Левитана и музей русского пейзажа.
Хотя сам Плес, (как мне показалось), выжимает из себя туристическую привлекательность как может - всевозможными концертами и апелляциями к знаменитым дачникам прежних эпох. Ибо Левитан дорожку протоптал, и потянулись...
Тем более во времена, когда Волга была по-настоящему транспортной магистралью, и всякие Белинские и Гоголи Репинны и Шаляпины по ней так и сновали туда-сюда.
Да и сейчас снуют... Даже и высокопоставленные особы заглядывают.
Но главная замануха тут, конечно, Исаак Ильич.
...Который плыл себе на кораблике мимо, да и сошел на берег, открыв сей райский уголок просвещенному человечеству.
Нанес его, в общем, на карту.
После дождя. Плёс.
Да так удачно, что угодил прямо буквально всем. И поклонникам живописи, и литературно ориентированным Чеховофилам, и просто любителям природных красот, и ценителям "клубнички"...
Ибо приехал не один, а с дамой, да еще чужой женой (!)
(А злой АПЧ про это написал книжку, и вышел СКАНДАЛ! )
Про которую (даму) теперь на главной набережной улице имеются заведения. (Про еду, про едуу! А не то, что вы подумали!)
К которым Софья Петровна Кувшинникова ни малейшего отношения не имела - всё же она была не графиня Толстая с её кулинарными лайфхаками, а «жрица душевного, умственного и художественного» и жена полицейского врача. (Который, как назло, был умница и вообще хороший человек, читаем Чехова)
Тут вот у Перова он в роли Рассказчика запечатлен
Музей Левитана устроен в том доме, где они снимали второй этаж - две крохотные полукомнатки.
(это Дом с красной крышей)
Почти антресоли, с нииизенькими потолками.
И вообще там все маленькое-маленькое... Малогабаритное.
Однако ж, с пианиной))
Экскурсовод в этом музее поведела нам, как она собирает землянику, как тратит всю пенсию на горные лыжи, где катается на велосипеде и как без Левитана ей жизнь не мила совсем. А он так болел, так болел... А картины написал - хорошие, такие хорошие картины...
Которых репродукции вот по стенам и висят (Что весьма характерно для таких музеев, особенно если все подлинники в Третьяковке))) Но зато этюды маленькие там настоящие.
В общем, с душой рассказала, "я и Левитан", "Плес в моей жизни", "Какие мы все молодцы". Детям понравилось.
В музее пейзажа девушка тоже старалась изо всех сил.
Такой затейливой экскурсии я еще не слыхала. К каждой картине у нее был свой подход: мы узнали про художников, про кто картины дарил-покупал, кто любил детей, кто писал пуантелью, а кто делал импрессионизм, у какого попа была собака и какая в огороде бузина. Мы узнали все, что угодно, кроме, собственно - в чем тут фишка-то... В общем, она старалась, а на меня не угодишь, да.
Ну и потом остался кусочек времени на свободное гуляние.
И мы полезли НА ГОРУ.
И даже выбрали, как выяснилось, правильную гору. Потому что Плес стоит на высоком берегу и, собственно, весь состоит из гор. Покрытых растительностью. Так что штурмовать их следует в специально отведенных для этого местах.
Отведенные места снабжены лестницей - Беорновских масштабов, просто ЫХ, что за летсница там!
И наверху обнаружились разные вещи:
1. Сам Левитан за работой (в бронзе)
В натуральную величину - маааленький такой)
И очень натуральный.
Там натурально сделано всё: и сама фигура, и мольберт, и холст...
Специально сзади сфотографировала: как холст натянут на подрамник, вот эти все уголочки и гвоздики...
И спереди тоже все сделано без изъяна - от фактуры холста до мазочков того полотна, которое он пишет...
А пишет он "Над вечным покоем", прямо с натуры.
(Хотя, может, и этюд все-таки, раз там такая дотошность: этюд всё ж поменьше будет...)
Потому что на этой горе стоит вот эта церковь, которая сложной судьбы, но теперь добрые люди ее восстановили, и она (как) новенькая.
И даже действующая. И тоже Беорновская.
Какие-то могучие сибиряки там обитают, в этом Плёсе - или Собакевичи.
2. Церковь деревянная, 1 шт, к ней погост и покос
Хотя саму картину он в итоге сочинил, но церковь старенькую-дряхленькую подсмотрел тут. И теперь ей придется вечно здесь быть, а куда деваться. Великая сила искусства теперь творит наличие реальности.
Этюд и собственно картина. "Над вечным покоем".
3. Облака и вообще ВИДЫ. Которые ДАЛИ))
Это вид на ту самую церковь и тот самый дом (с красной крышей), только с другой стороны
Вечер. Золотой Плёс. 1889
До вида с этой стороны мы не дошли(
В общем, красота там, конечно, страшная сила.
Стать художником и пожить подольше.
Питаться копченой рыбой (БОЖЕ! КАК там пахнет эта рыба! И продают ее везде, по всей улице... Плёсский сувенир, кто в состоянии ЭТО довезти до дома и не истечь слюной насмерть)
Собирать землянику - закусывать рыбу
И вообще погулять, конечно, поподробнее по совершенно деревенским закоулкам - с наличниками, петухами и сиренями - совершенно не-по русски прилепленным к этим крутым склонам...
В общем, понятно, чего он сюда возвращался))
Всё на этом, конец наконец-то))