С душой и пониманием. Еще про Новгород

Apr 10, 2016 15:07


Из нетрадиционно-туристического - была у нас экскурсия в реставрационные мастерские, которые занимаются восстановлением новгородских фресок.
(Поковырялась в интернете - много о них информации, на самом деле. Но, подумав, решила все-таки и свои пять копеек вставить в тему. Даже если они ничуть не оригинальные)

Мастерские располагаются прямо напротив Рождественского собора Антониева монастыря.

Он к делу не относится, просто люблю я его))


Занимаются там восстановлением фресок церкви Успения на Волотовом поле.
Девушка Оксана (которую я, разумеется, ухитрилась НЕ сфотографировать) нас приняла, всюду провела, все показала-рассказала, и еще наверное час на вопросы отвечала - дурацкие и не очень.
В общем, впечатление оно - производит.

Церковь находится в окрестностях Новгорода, на пути к Нередице и Рюрикову городищу. Мы в нее не заезжали, просто видели в окно: СтоИт!
А могла бы и не стоять...

Та сторона Новгорода особенно сильно пострадала в годы войны от наших же бомбежек. Так что все имеющиеся там памятники - можно сказать, новодел.
Но не хочется говорить так. Потому что этого мерзкого привкуса "новодельности" в них нету совсем, потому что их буквально возрождали-воссоздавали, и наверняка чувствовали себя в тот момент натуральными аутентичными зодчими соответствующих веков)

Итак.
В 1910 году церковь выглядела так:




Фотографии 1910 года

В 1945 году - так:



А сейчас она выглядит вот как:



Краше прежнего)) И кто скажет, что это не 1352 год?!

Восстановление церкви велось с 2001 по 2003 год на средства немецкой фирмы «Винтерсхаал А.Г.» по соглашению, подписанному между министерствами культуры России и Германии.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/687082



Однако, я не об этом.

Волотовой церкви вообще повезло.
Потому что в начале ХХ века разные добровольные люди ее разными способами запечатлели, как могли.
Обмеряли, отфотографировали, зарисовали, включили в учебники по истории искусства...
Так что реставраторам было на что опираться, кроме общего желания сделать хорошо.

Однако архитектура - это одно, а фрески - несколько другое.
Храм был весь расписан с ног до головы, и до самого разрушения стоял себе, храня в целости и непереписанности полный ансамбль росписей 14 века.
А потом бац! - куча мусора, и всё.

И дальше начинается первое невообразимое.
Начинается собирание фресок...

В 1955 году началась разборка завалов снаружи всего здания и внутри северного притвора.
С 1993 по 2001 год сотрудниками ООО «Фреска» (рук. Тамара Анисимова) проводилась разборка завалов внутри церкви Успения и в западной паперти, с выборкой фрагментов фресковой росписи.



Во-первых, над этой кучей построили "домик" (по-моему, на первой фотографии это он) - высотой с эту кучу.
От дождей и прочих катаклизмов в виде окрестных жителей, охотников за стройматериалами. (Винить их в том нельзя, но охраниться надо было, да)
Потом сориентировались по плану - где там какие двери-апсиды - и разделили всю эту кучу на участки.
А потом начали разбирать...




Просеивая этот мусор через сита, выискивая мельчайшие фрагменты (буквально в несколько миллиметров!), собирая всё, что несет следы краски.
На второй фотографии, как я понимаю, уже более-менее докопались до пола)



Все, что находилось, складывали вот на такие планшеты.
На бумажках написан номер участка, дата и время "выкапывания". Потому что куусочки одной композиции вероятнее всего могли оказаться в одном слое...
(И таких планшетов там - ...... !!!)
В общем, несметное количество таких вот паззлов. Разного цвета, размера и формы.
Причем никаких гарантий, что все эти фрагменты - из одного набора)

А дальше - проще некуда - сиди и складывай слово ВЕЧНОСТЬ, подбирая кусочки - по цвету и обязательно (!!!) по форме. Чтобы краешки совпали...




И, опять же, реставраторам повезло.
Потому что и тут нетипично оказалось многое зафиксировано.
Во-первых, обнаружились сделанные (забыла кем) кальки-прориси. Какие-то не слишком документального назначения, но все-таки.
(Это по ним и выкладываются эти кусочки на столах)

Во-вторых, кое-что было сфотографировано. Например, вот так:




(Это Народ в Руце Божией и очень трогательный Ангел, несущий вверять в эту Десницу еще одну маленькую душу)

В-третьих, еще и художники интерьеры живописали - тут уже и в цвете:




В.И.Яковлев 1908 (акварель)
Ф.А.Модоров 1916 (масло)
Так что более-менее есть на что опереться.
Вроде бы)

Однако как подумаешь...






Сбоку на планшетах подписано:
Воскрешение Лазаря (горки (розовые))
Преображение Розовая гора или одежды апостолов?



В общем, невероятное терпение, и память, и какой-то сверхъестественный глазомер надо иметь, чтобы это все собрать.
Говорят, постепенно чутье вырабатывается...
Но ёлки-палки!
Как-то очень вдохновляет, что где-то есть люди, которым почему-то ВАЖНО это все собрать обратно.
Ну почему-то им фрески 14 века милее сайдинга...
Странные такие...
Но зато опять же - становится понятно, почему Новгород и производит такое впечатление. Потому что ВСЕ к нему - С ДУШОЙ И ПОНИМАНИЕМ.
Кажется, это непременное условие, делающее Любое - Настоящим.

культур-мультур, встречи, наша родина сынок, поездка, Сады земных наслаждений

Previous post Next post
Up