Григорий Турский

Nov 16, 2018 17:42


Полезно изучать историю, не надо это особенно доказывать. Но ещё полезнее это делать не по учебной литературе, а по перовоисточникам. Воспоминаниям современников, так сказать. И вот очередной раз я убедился в этом, прочитав книгу Григория Турского  Historia Frankorum, то есть "История Франков", VI век.

Коротенько, что представляла тогдашняя Франция (кому интересно, конечно же, главное будет ниже) Это бывшая римская провинция Галлия, завоёванная германским племенем франков. Её основное население и составляли потомки жителей этой провинции, т.е. галлы и римляне. В то время они и считали себя скорее римлянами. А кем же ещё? Не французами же. Далее я буду называть их просто римлянами, хотя они и были поддаными франкского короля.

Франки же держали военную власть, хотя и было их всего-то 10-15% от общего населения. Римляне, теперь уже бывшие, занимались ремёслами и сельским хозяйством. А кроме того, их отличала образованность. Ну а как же?! Это ведь Рим! Почитайте например Овидия, Вергилия, Цицерона или ещё кого, Тацита там или Аврелия Августина и попробуйте найти нечто подобное у наших современников.

Те занятия, где надо было быть грамотным, административную работу, так сказать, выполняли они, а не франки. От управленца что требуется? Грамотно писать, читать, правильно сформулировать свою мысль. Где надо и как надо и для кого надо соответственно. Вот поэтому меровингские короли и графы имели при себе управленцев из римлян. Если надо было отправить кого-нибудь куда-нибудь с важным поручением, то это был один из образованных римлян. Григорий описывает эти дела очень даже наглядно.

Ну, а самые умные (синонимы: талантливые, хитрые, пронырливые, одарённые, изворотливые, ушлые) из этих образованных были где? Конечно же - среди клира. Сразу же здесь замечу, что я уверен, что среди клира всегда было и есть достаточно искренне верующих, истинных последователей Иисуса Христа.

А теперь приведу интересный отрывок из Истории Франков Григория, епископа города Тур, что до сих пор стоит на реке Луаре. Отрывок достаточно большой, но сокращать не хочется. Епископ выражается предельно ясно, без обиняков.

...Когда же Галл [предыдущий епископ Клермона] ушёл из этого мира, тело его омыли и отнесли в церковь. Пресвитер Катон тот час же получил от клириков приглашение занять место епископа. Он завладел всем церковным имуществом, как если бы уже был епископом, удалил управителей, разогнал слуг и всем распоряжался сам.

6. Однако епископы, пришедшие на похороны святого Галла, после его погребения сказали Катону: "Мы видим, что большая часть народа тебя очень любит. Приходи, будь с нами в согласии, и, благословив, мы посвятим тебя в сан епископа. Ведь король ещё мал [Теобальд, сын Теоберта, в его королевство входил Клермон], и если тебя обвинят в чём-то, мы, взяв тебя под свою защиту, вместе с вельможами и первыми людьми королевства Теобальда постараемся, чтобы тебе не причиняли никакой обиды. Только будь с нами откровенен, дабы нам можно было поручиться за тебя. Даже если и будет у тебя какой-либо ущерб, мы возместим его из нашего собственного имущества". Но тот, тщеславный и гордый, сказал на это: "Вы ведь знаете, молва гласит, что я с самой моей юности всегда жил набожно, усердно постился, находил удовольствие в том, что раздавал милостыню, часто проводил ночи в постоянном бдении, простаивал их в беспрерывном пении псалмов. Господь Бог, которому я так служил, не допустит того, чтобы меня лишили этого назначения.

Кроме того, все церковные чины я получал всегда по каноническому установлению. Десять лет я был чтецом, пять лет - помощником диакона, пятнадцать лет - диаконом, двадцать лет, скажу я вам, нахожусь в сане пресвитера. Что же мне теперь ещё остаётся, как не получить епископство, которое я заслужил своей верной службой? Итак, возвращайтесь в свои города и выполняйте то, что вам следует, так как я намерен принять этот сан по церковному установлению." Услышав эти слова, епископы удалились, проклиная его тщеславие.

7. И вот когда Катон с согласия клириков был избран епископом и, ещё не будучи рукоположенным, распоряжался всем, он начал нападать с различными угрозами на архидиакона Каутина, говоря: "Я тебя отстраню, я тебя смирю, я сделаю так, что тебе отовсюду будет угрожать смерть". Тот ему отвечал: "Я желаю, благочестивейший владыка, только твоего благорасположения; если я его заслужу, то я окажу тебе одно благодеяние. В самом деле, я без какой-либо помощи с твоей стороны и какой-либо хитрости дойду до короля и добьюсь для тебя епископства, ничего не требуя взамен, кроме твоего благорасположения". Но Катон, подозревая, что Каутин хочет посмеяться над ним, решительно отверг его предложение. Когда же Каутин увидел, что его унижают и оскорбляют, он притворился больным, вышел ночью из города, дошёл до короля Теобальда и известил его о смерти святого Галла. После того как король и те, которые находились при нем, об этом услышали, король созвал епископов в городе Меце, где они и рукоположили в епископы архидиакона Каутина. Когда же пришли послы пресвитера Катона. Каутин был уже епископом. Затем по приказанию короля ему были переданы те клирики и всё то, что они принесли из церковного имущества; кроме того, были выделены епископы и слуги, которые должны были его сопровождать.

После этого его отправили в Клермон. Клирики и горожане приняли его любезно, и он стал епископом клермонским. Позже между епископом и пресвитером Катоном возникла вражда, так как никто никогда не был в силах уговорить Катона, что бы тот подчинился своему епископу. Вот почему разделились и клирики: одни подчинились епископу Каутину, другие - пресвитеру Катону, и всё это приносило им большой вред. Видя, что Катона нельзя склонить к подчинению никакими доводами, епископ Каутин лишил и его, и его приближённых, и всех тех, кто ему сочувствовал, церковного имущества, оставив их бедными и беспомощными. Однако некоторые из них переходили на его [Каутина] сторону и вновь получали то, что они потеряли.

(История Франков, Книга IV, 5-7)

А теперь самое интересное, с чего я начал. Полезно изучать историю, можно много поучительного узнать о современности.

Совсем недавно, вначале 2010-ых, в Германии разразился скандал с епископом города Лимбург. После своего назначения Tebartz van Elst решил сделать ремонт в епископской резиденции. Сумма превысила 30 млн. евро. Только на квартиру епископа (285 м²) ушло около 6 млн. Почему так? Ну, например, бассейн для рыбок за 213 тыс. евро.

https://www.swr.de/home/Umstrittener-Ex-Bischof-von-Limburg-Das-wurde-aus-Tebartz-van-Elst,tebartz-van-elst-100.html

Верующие возмущались, но епископа это особо не беспокоило и он оставался на месте. Ведь как мы помним по Григорию Турскому, достаточно лишь один раз занять место епископа и, самое главное, заручиться поддержкой товарищей, то на все остальное можно не обращать внимания.

Но через какое-то время всё-таки произошли подвижки, да и новый человек сел в Риме на папский престол, и ван Ельсту сначала приостановили полномочия (зарплата в месяц 6.700 вместо 9.000€, вот бедненький), а потом назначили всё-таки нового епископа, поскромнее.

Ван Ельст же был наказан повышением в Рим. Теперь он занимает там руководящую должность, ответственный за евангелизацию во всём католическом мире. Должность придумали специально для него. https://www.faz.net/aktuell/politik/tebartz-van-elst-erhaelt-posten-im-vatikan-13416051.html

Previous post Next post
Up