О ГЛАВНОМ - МИМОХОДОМ И БЕЗ ПЕСЕН

Oct 17, 2015 22:34



"- Здравствуйте! Извините за беспокойство. Вы хотели бы жить вечно в раю на земле?
- Здравствуйте. Нет, не хотел бы.
- Как?!! (Немая сцена. Занавес)"

Из разговора со случайным прохожим.

Жизнь как бесконечное нажатие на кнопку удовольствия не имеет права быть бесконечной. Она обязана закончиться, и, если не заканчивается ненароком - ее надо намеренно прекратить. Почему? Потому, что это было бы изуверством похуже любого фашизма. Если человек должен жить как крыса, то почему он не рождается крысой? Было бы куда логичней. Крыса хоть не понимает, что она крыса, а человек-то понимает!



Нет, конечно можно встать в позу советского физкультурника и воскликнуть с пафосом Прометея, что крыса это звучит гордо как это попытался наивно сделать советизм. Но эта мулька работает к сожалению только для детей младшего и, может быть, среднего школьного возраста. Старший возраст уже не воспринимает это всерьез. Именно поэтому Модерн озабочен больше всего проблемой человеческого взросления. Некоторые идеологи Модерна это назвали "проблемой утешения", что совершенно не отражает до конца всей сути проблемы. Настоящая проблема Модерна - это проблема именно человеческого взросления, духовного вырастания из коротких штанишек.

Для Модерна не зрелый, а, скажем так, зреющий (зрелых в таком обществе единицы), индивид - это "ужас летящий на крыльях ночи", как пишут в комиксах. Такой индивид неминуемо должен выйти из системы потребления в либеральной модели Модерна и принципиально не клюнет ни на какие психопатические "зажигалки" хоть красного, хоть коричневого, хоть красно-коричневого изготовителя. Потому что он увидит попросту эту психопатологию, поймет, что это именно психопатология, а не что-нибудь красивое вроде "революционной страсти", "духа истории", "арийского духа", "воли к власти" - нечто красивое внешне, но пустое и бессодержательное внутри как Барби.

Модерн как Арлекино - выворачивается наизнанку только бы придумать новый блестящий фантик, новую громкую и пустую хлопушку с блестками. Пух!! Пупух!! Равенство и братство!! Пабах!! Пролетарии объединяйтесь!! Трах-бабах!! Нация прежде всего!! В меня вошел дух истории!! Ааааа!!! (Здесь по сценарию следует клоунский трагичный взмах руками.) А в конечном итоге? "Каждой сестре по серьге" (то есть по айфону) или "догоним и перегоним" (условную) альфу-центавра (например Америку или другого конкурента) по мясу и молоку (читай по блесткам и хлопушкам).

На деле эта "зажигательность" Модерна хоть в либеральном, хоть в красном и коричневом варианте, эксплуатирует темную, дремлющую в перегруженном крысиной пустотой индивиде (хоть его россиянином назови, хоть "советским человеком"), страсть поджечь свою "жисть-жистянку, а ну ее в болото", полюбоваться масштабом костра, и ломануться на поиски чего-то нового - авось повезет. Это скрытое желание давно описано в искусстве и литературе Модерна.( Например, посмотрите фильм "С меня хватит")

Незрелый, инфантильный (в Модерне подавляющий уровень взрослости населения - это подростковое состояние личности) индивид ищет нового. Страстно хватается за это самое новое как изголодавшийся пес за высохшую заплесневелую косточку. Кто-то тут вспомнил, что русские это такие "традиционные" люди, что они эдакие семейственники. Вспомнили "старые песни о главном"? Забудте! У русских до сих пор в национальных любимцах ходит Лев Толстой, который взял под старость лет, бросил эту самую семью, и поехал умирать на "Дно". А Сенька Разин, который царевну за борт киданул? Тоже герой....

Эта темная страсть к поджогам и "бегству на авось" и есть общий знаменатель всех "духов революции". Все прозаично и блестки с хлопушками лишь отвлекают внимание от этой неизбывной прозы жизни. Мечется душа, ломится за рамки ей пристроенные. А когда за рамками оказывается то же самое, что и внутри этих рамок - впадает в уныние, в апатию. Маниакально-депрессивный психоз. Все как у людей. Это и есть "дух истории", если без всяких романтических реверансов описывать суть дела. Поэтому все споры белых и красных о том, поддержал ли русский народ революцию или просто его изнасиловали большевики бессмысленны. Сначала изнасиловали, а потом пошла пьянка. Или сначала пошла пьянка, а потом изнасиловали. Какая разница, товарищ? В любом случае пьянка есть пьянка. Какой смысл спорить на больную голову сам ты пил или тебя заставили собутыльники? Лучше взять и начать выходить из запоя.

Проблема взросления - она же проблема протрезвления.

1:9. Что было, то и будет; и что делалось, то и
будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
1:10. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это
новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
(Книга Екклесиаста)

Трезвый человек не хочет жить вечно, хоть даже и в раю на земле. Трезвый человек хочет вечности. Здесь и сейчас. То есть как в том анекдоте: "Гиви, помидоры любишь? - Кушать лублу, а так нэт". Вечность - это когда "кушать". А жить вечно, жить при коммунизме, жить в каком угодно "светлом будущем", хоть трижды справедливом - это "так".... Конечно, такой полноценной трезвости, когда человек, так сказать, своей кожей не только ощущает пустоту жизни с "крысиной кнопкой", но еще и понимает, что такая жизнь это лишь изнанка, негативное изображение жизни подлинной, которая изначально вынесена материализмом Модерна за скобки человека - такой трезвости достичь не просто. Но первым шагом к ней является уже недовольство "кнопкой". И этот первый шаг доступен всем.

По крайней мере к старости, а бывает и раньше, более или менее последовательно, этот шаг в нормальном обществе делают все. Если конечно доживают. Модерн сильно повысил планку доживания и вполне закономерно встал перед проблемой пустоты своих блестящих фантиков и хлопушек, не способных дать человеку на этой ступени совершенно ничего. Ноль. Абсолютный и бесповоротный ноль. А дальше, когда поняли в чем дело, начались глупые разговоры о "проблеме утешения", которые есть просто симптом болезни. Сама такая постановка вопроса унижает человека. Человек нуждается не в каком-то там сентиментальном "утешении", а в полноценном осуществлении как существо, превосходящее материальную природу. Это осуществление вместе со всем нематериальным Модерн преступно вынес за скобки человека. И тем самым убил человека. Ребенка выплеснули из тазика вместе с грязной водичкой. Под разговоры о таких растаких попах, продающих опиум народу и эксплуатирующих трудящихся. Верх достижений Модерна в том, что, начав с провозглашения "смерти Бога", он логически приходит к "смерти человека". И по другому быть не может. В любой интерпретации Модерна - хоть в западной, хоть в советской, хоть в китайской.

Светское общество, то есть общество провозглашающее свою автономность от Бога, ставящее такую автономность главным принципом своего устройства, обречено на жизнь с "крысиной кнопкой" как с центром существования. Поэтому такое общество обречено на то, что нынче модно называть "метафизическим падением". По-волчьи жить - по-волчьи выть, по-крысиному жить - по-крысиному гадить. Все попытки эту ситуацию преодолеть не выходя за флажки этой автономии обречены быть психопатологией в своей сути. Маниакально-депрессивными качелями, на которых не замечая того раскачивается все общество, не находящее духовного центра успокоения своим метаниям из крайности в крайность. Человеческая сущность, внутренне чуждая таких качелей, оказывается за бортом как та царевна. Поэтому все разговоры о "проблеме утешения", затуманивающие этот факт  - это соучастие в преступлении под названием "Покушение на убийство человеческой сущности". Тот кто говорит о "проблеме утешения" - пытается скрыть факт убийства, сводя реальную трагедию к фарсу дешевой болтовни о том, что надо лишь слегка "утешиться" и все будет в порядке. Не будет, не надейтесь. От себя не убежишь. От попов убежишь, от чего-угодно убежишь, но от себя не убежишь.

Решить настоящую реальную проблему, проблему взросления человека, даже толком поставить ее, Модерн не может. Не может Модерн, не может Постмодерн (последовательнее всех провозглашающий антропологию человека-крысы), не может Контрмодерн, как уродливый ублюдок Модерна, не может и новопридуманный Сверхмодерн. Решить проблему может только НЕмодерн.

В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой.

Качает и смеётся,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад.
Доска скрипит и гнётся,
О сук тяжёлый трётся
Натянутый канат.

Снуёт с протяжным скрипом
Шатучая доска,
И чёрт хохочет с хрипом,
Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад,
Хватаюсь и мотаюсь,
И отвести стараюсь
От чёрта томный взгляд.

Над верхом тёмной ели
Хохочет голубой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой».

В тени косматой ели
Визжат, кружась гурьбой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой».

Я знаю, чёрт не бросит
Стремительной доски,
Пока меня не скосит
Грозящий взмах руки,

Пока не перетрётся,
Крутяся, конопля,
Пока не подвернётся
Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели,
И лбом о землю трах.
Качай же, чёрт, качели,
Всё выше, выше... ах!

Ф.Сологуб

хилиазм, вечность

Previous post
Up