
"От карпатских долин до Таймыра
Мы пойдем по дорогам крутым,
Коммунизм это молодость мира
И его возводить молодым".
Модерн любит молодость. Традиция любит старость.
Либеральный модерн одевает пятидесятилетних женщин в обтягивающие лосины, пожилых мужчин ставит на роликовые коньки. Коммунистический модерн пока оказался не столь утрированно молодящимся, но "Быть в душе молодым" - это и его идеал. Идеал мудрой старости выветривается в модерне. К старцу незачем идти на поклон за советом, ведь он - лишь осколок отсталого прошлого. Мир живет новым, культ новизны, культ постоянных перемен делает старость лишь отходами производства нового общества. Вместо почетного места в культуре, в социуме,старики получают пенсию. Происходит размен социального места на некий материальный эквивалент.
Если ранние советские фильмы все еще содержали полусакральное обращение к старику "отец" и "мать", то позднесоветские фильмы постепенно теряют и это. А либеральная постсоветская действительность вообще убивает сакральность старости на корню. Старик - это, максимум, мило, иногда комично, но никогда не достойно преклонения. Спор о нужности или не нужности предмета "Основы православной культуры" в школе в обществе, разменявшем духовный приоритет старости на материальные подачки доживающим свой век никому не нужным старикам, - такой спор жалок и смешон в принципе. Культурой живут, а не изучают в школе. Если ей живут, то таких споров возникнуть не может. А если не живут, то изучать устройство человека в кабинете патологоанатома - полезно, но только от этого трупы не оживают.
С точки зрения НЕмодерна молодость - это полуфабрикат человека. От молодости скрыто самое главное - смерть. "О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта!". Но когда все в тебе без конца и без краю - значит ты еще не родился как человек. Не физически, а духовно не оформился. Форма - и есть наличие границ. Внутренняя близость границы твоего личного существования, то есть смерти, оформляет тебя как человека. Необходимостью ОКОНЧАТЕЛЬНОГО выбора. Как говорит царь Соломон "Лучше ходить в дом плача по умершем, нежели в дом веселья" (Экклесиаст). Молодость не задумываясь идет всегда в дом веселья.
Сознание НЕмодерна - всегда индивидуальное, личностное сознание, и только потом, если требуется, коллективное. Традиция баллансирует на грани оппозиции "личное-общественное", не съедая и не уничтожая ни одну ее сторону. Либеральный модерн подвергает коррозии общественное в пользу личного. Общество и государство превращаются из одного целого в две враждующие между собой головы одного дракона, которые не знают как сбаллансировать свои интересы. В традиционном обществе такой проблемы нет просто потому что нет отдельных частей - общества и противостоящего (!) ему государства. Потому что общее, общественное, и личное, частное, представляются как две стороны одного целого.
Коммунистический модерн стремится поглотить индивидуальное, личное, в пользу общего, коллективного. И это уже не то общее, где господствует мудрость старости, то есть мудрость духа. Это общество где господствует новаторствующая, так сказать "творческая", молодость мятущегося тела. Инстинктивно чувствуя гибельность этих метаний "протоплазмы", коммунистическая система ограничивает ее жесткостью государственной бюрократической машины. Но жесткость это не мудрость старца. Это совсем другое качество. Старец может мудрым словом направить силу молодости. Жесткость загоняет болезнь вглубь.
Коммунистические идеологи, конструкторы такого общества, вполне осознают загнанный вглубь в нем деструктивный потенциал неосознанных метаний молодой глупости. И когда они выпустили на экраны страны в виде Цоя, экспрессивно поющего "Перемен!", эту самую бродящую в самой себе, перекисшую субстанцию безвекторной глупой молодости, то они конечно знали что делали.
Конец 80-х, начало 90-х были уникальны тем, что нам по телевидению показали этот продукт коммунизма - образованную, но тем не менее невероятно глупую молодежь. Она не могла осознать что происходит, не могла осознать как и для чего ее используют, она просто бродила как брага в банке с натянутой перчаткой. Когда брожение стало достаточным эта перчатка проголосовала, поднявшись от бродильных газов,.......за смену строя. Этот бродильный газ заполнил бы любой формы предмет, ибо газ бесформенен, но ему дали заполнить именно перчатку для голосования без выбора вариантов. "Коммунизм......возводить молодым". Вот они, молодые, его и возвели.
Что по существу сделали конструкторы-идеологи модерна как либерального так и коммунистического, вынув из общества матрицу почетного старчества? Они тем самым вынули из общества его внутренний потенциал способности противостоять властным манипуляциям. Этим конструкторам нужно было общество, управляемое помимо того в нем элемента, который был способен к осознанию происходящего, в том числе и к осознанию исходящих от власти влияний. Элемент внутренней общественной мудрости, заключенной в просвещенном и жизнью и мудростью старце, мешал идеологизации. Как либеральной, так и коммунистической.
Что такое идеология? На уровне возводящих данный общественный проект идеологов - это очень сложная система идей и вытекающих из них практик. На уровне же на котором эта идеология должна вести за собой массы - это всегда примитивнейший набор ментальных схем. Зрелое сознание не может питаться и жить таким мыслительным и эмоциональным суррогатом. Незрелое - глотает этот суррогат налету, не поняв что к нему прилетело. На это и рассчет. Большевизм потому и не был никакой стройной философской или даже политической системой. Потому большевизм примитивнее марксизма и лишь использовал его как "повар картошку".
Сегодня неосоветские патриоты почему-то вдруг сильно невзлюбили Цоя за его "Перемен!". Новые красные "вожди" придумали новую идеологическую примитивную мульку для их умов - тему "метафизического падения". Оказывается этот перестроечный бродильный субстрат, выраженный наиболее ярко этой цоевской песней, был не следствием внутренних НЕУСТРАНИМЫХ свойств коммунизма как проекта, а лишь следствием некоего мифического "метафизического падения" молодежи и общества тех дней. Нужно сразу сказать, что этот новый "красный кульбит" является чистейшей ложью новых красных идеологов, разоблачению которого сейчас должно быть посвящено достаточное количество усилий.