Обезьяна видит -- обезьяна делает.

Apr 05, 2015 09:48

(...предисловие к материалу "Элиты и массы в динамике малых групп"...)


В одном из эпизодов сериала "Доктор Хаус", означенный доктор говорит: "Обезьяны боятся есть красные ягоды, пока не увидят, как их едят другие. Обезьянка видит, обезьянка делает". Озвучивает он известный в антропологии и этологии "научный анекдот", суть которого нам предстоит понять.

Обезьяны -- как, впрочем, и мы -- в большинстве своём не думают, а "живут по понятиям". Т.е. в меру своих представлений о мире и всём, что его составляет. Однако есть и такие обезьяны, которые думают, причём думают странное, причём ещё и делают. Так вот: пока одна из обезьян не сделает, не получит эмпирический результат -- остальные обезьяны не делают. Оно и не удивительно: часть из красных ягод ядовиты и смертельно опасны. Именно из-за этого думающих в популяции кот наплакал, хорошо, если пара процентов. Во-первых вымирают в следствие своих экспериментов. Во-вторых часть из них думает, что ну его нафиг, экспериментировать. Остальные обезьяны не думают, они делают только то, что знают. Поэтому они не едят красные ягоды, пока их не съест другая обезьяна.

...и так во всём: они боятся того, о чём знают, что надо бояться; они едят то, о чём знают, что это можно есть и т.д.

Сейчас, вероятно, некто читающий думает: но я-то не обезьяна, я уж точно думаю. Нет, не думаешь. Просто сверяешь с тем, чему тебя научили и если картинка сходится -- киваешь головой, а если нет -- то нет.

Думать = создавать новое на основе известного. Оно же наиболее простое понятие гениальности. Нет нового = нет думания.

Сергей Савельев, довольно скандальный специалист по морфологии мозга, утверждает, что эволюционно наиболее востребованы те мозги, которые заточены на социальное поведение. Социальное здесь -- любое общение с себе подобным/и. И я с ним согласен. Посмотрите вокруг, кто наверху или упорно туда стремится? Те, кто поднатаскался общаться. Остальные критерии не так важны, этот -- основной.

Именно поэтому т.н. "элиты" выдают такие убийственные решения -- среди них попросту слишком мало думающих. Оно и не удивительно: исходя из вышесказанного элита -- это квинтэссенция масс. Проще: лидер не родит и не предложит группе того, что группа сама не может родить. Предложит только усиленные в разы интересы группы. А чего хотят массы? Как и обезьяны: доминировать, жрать и размножаться. Из трёх перечисленных два в пояснениях не нуждаются.

Вот тут будут противоречия. Первое из них -- образование и образованные. Второе вытекает из первого -- наличие т.н. интеллектуалов. Третье -- творчество.

С первым всё понятно по морфологии слова. "Образование" -- глагольное производное от "Образ". Образ = набор понятий, присущих кому-либо/чему-либо, описывающих это, способствующих распознаванию этого. И т.д. Т.е. "образование" это описание неких предметов/действий/явлений. Вот этим наше образование и занимается. Описывает. Именно поэтому критерий образования -- проверка по программе на соответствие. Само по себе складывается. Так проще, так эффективнее.

Далее. В социуме образование востребовано как признак социального статуса. Бывали времена, когда всё было не так, но они прошли. А значится образование скорее инструмент доминирования, а не создания нового, думания. Отсюда такое количество псевдо-образованных людей.

Интеллектуалы. Это люди с хорошей памятью, энциклопедисты. Большая часть из них попросту поднаторели в переливании из пустого в порожнее. Аналог мудрых старейшин в социуме. Есть у нас понятие "интеллектуальная элита". Так вот, элита эта относится к контр-элитам. Т.е. таким, которые власть взять не умеют, а если каким-то чудом сумели -- что делать с ней не знают. Что, опять же, наблюдаем в действительности. Был человек, слыл за умного, пришёл во власть -- начал творить чушь. И снова же -- доминирование, как умеют, так и доминируют. Для обывателя речь интеллектуала -- язык птичий, если уж и поймёт чего, то всё не так и перекрутит, подгоняя под свои знания и понятия. Ага. Мутатор чаще мыть надо! А то негр у тебя родился, Геной назвали...

...и творчество. Чтобы человек творил, он просто обязан быть голоден и находиться в социальном вакууме. Более того: должен страдать от этого вакуума и стремиться его заполнить. Такая себе социальная сублимация. Человеку не с кем поговорить, вот и выплёскивает накопившееся на бумагу, нотный стан или холст. А если и когда вдруг социум заметит -- творчество на этом и кончится. У нас это называется "творец наконец-то обрёл свой стиль". С этого момента творец как та крыса с электродом, будет исправно выдавать то, за что ему аплодисменты фуршеты и прочие ништяки.

Большинство творцов как бабуины, долбят своими жопами камни до тех пор, пока их жопа не станет самой большой и самой красной. Снова же, не новое в матушке-природе. Сколько функции и рацио в хвосте павлина? Зато красиво и самки млеют.

Мыслители востребованы только в одном случае: когда всё начинает идти не так. Мыслитель -- ещё один запасной кармашек эволюции. Когда и если старые правила не работают, мы спохватываемся и вопиём: эй! где там были наши мыслители?! Когда эволюция накапливает столько ошибок, что дальше некуда. Когда мы по-старому не можем, а по-новому не знаем как...
Previous post Next post
Up