May 05, 2014 08:47
Без малого месяц молчу в "сети" и с каждым днём говорить что-то всё меньше желания. Острые приступы мизантропии сменяются грустью: за столько веков ничегошеньки не изменилось. Как всё-таки мало нужно для того, чтобы с человека сошёл налёт цивилизации...
Сначала недовольство, копившееся годами -- на соседа сверху, на продавщицу ларька, на мента, на угрюмых пассажиров или равнодушных чиновников -- перерастает в раздражение. Потом в тревогу, потом в откровенный страх. Страх порождает агрессию, агрессия ищет выхода и врага. Враг расчеловечивается и отныне с ним можно поступать как угодно. У тех, у кого совесть не молчит -- чуть сложнее: тщательно убедить себя, что "наши так не могли", а уже потом "мстить". В этом горниле человеческих душонок выкристаллизовывается чёткий и однозначный образ "своего": по степени близости убеждений. Если убеждения расходятся -- перед тобой враг и он заслуживает. Годами подавляемая и порицаемая агрессия скапливается критической массой. А значит прорвёт, прорвёт страшно и безжалостно. Огромные массы делали вид, что они добры, умны, справедливы, моральны... и вот он, повод это всё проявить... ан нет, накипело.
В какой-то момент здравый смысл даёт сбой и попросту перестаёт работать. Если рядом такой же, а тем более десяток, сотня, тысяча таких же -- это, донельзя искажённое восприятие становится реальностью. То, о чём раньше и подумать стеснялись -- превращается в обыденность. Лозунги и выкрики толпы, не имеющие никакого практического значения, кажутся разумными. Поступки -- оправданными, жертвы -- обоснованными.