в дополнение к
записи о предвидении в текстах Сигизмунда Кржижановского. В 3 томе собрания сочинений есть небольшая новелла "Немая клавиатура". Она написана в 1939 г. и должна была войти в сборник "Неукушенный локототь", впервые опубликована в 1994 г. В этой новелле музыкант выступает с концертами, играя на немой клавиатуре с нарисованными клавишами:
Человек пригладил ладонью левой руки редкие волосы над высоким крутым лбом, присел на стул у немого инструмента, подышал на длинные костистые пальцы кистей - и вдруг рухнул всеми десятью на клавиатуру.
Клавиатура ответила абсолютным молчанием.
Пальцы двигались как молоточки рояля, не встречающие струн. Первая фаланга подбрасывала вторую, вторая еле слышно цокала острием ногтя третьей, костью о кость. Мерные пассажи сыпались как песчинки сквозь устья стеклянных песочных часов. Затем - вдруг - обе руки повисли в воздухе, ногти застыли, как роговые концы лап хищных птиц, превращенных в чучела и выставленных в зоомузее.
В 1952 г. была впервые исполнена пьеса композитора-авангардиста Джона Кейджа «4 минуты 33 секунды» - именно столько сидит на сцене музыкант, не прикасаясь к клавишам. Акция имела широкий резонанс и вошла в историю музыки.
В романе В. Орлова "Альтист Данилов" (1980) музыкант Земский открыл направление в музыке "тишизм": "нужно писать такую музыку, какая будет звучать лишь внутри каждого из слушателей. Эта музыка никогда не устареет и в момент исполнения будет точно соответствовать уровню представлений людей о мире и уровню развития музыки".
Названия исполняемых пьес в концерте музыканта из "Немой клавиатуры": «Часы остановились, но они напоминают о том времени, когда они шли», «Умирающее кладбище», «Мысли не вслух о Бетховене», «Человек спит и не видит снов», «Глухонемой марш для безногих».