У Александра Введенского есть хрестоматийное стихотворение "Мне жалко, что я не зверь", по-настоящему гениальное. Недавно наткнувшись на него и за него зацепившись, в случайном поиске по интернету нашла несколько музыкальных композиций на эти стихи, в разных жанрах и стилях, на любой вкус.
1. Леонид Федоров и Владимир Волков "Червяк" с диска "Безондерс" (2005) на стихи Введенского. К тексту они отнеслись творчески, в начале несколько строф из другого произведения, затем строфы из "Мне жалко, что я не зверь". Хотя жанр (если я правильно поняла - панк-рок), мне не близок, но музыка впечатлила. Есть исполнение на Youtube, но смотреть не советую - уж слишком странно.
2. Shatz " Мне жалко, что я не зверь". Здесь музыка попроще, но зато более бережное отношение к тексту. В интернете удалось узнать следующее: "Про артиста под именем Shatz, он же Андрей Шацких, известно немного. Уроженец Липецка, нынче живет в Американских Соединенных Штатах и делает более чем достойный хип-хоп".
3. Эдисон Денисов "Мне жалко, что я не зверь" из цикла "Голубая тетрадь" (1984) на стихи Д. Хармса и А. Введенского, солистка Е. Комарова. Авангардная музыка к этому стихотворению подходит, но классическое сопрано мне здесь показалось неуместным, хотя у всех вкусы разные. Текст исказили - убрали многочисленные повторы.
Под катом - тест стихотворения.
Мне жалко что я не зверь,
бегающий по синей дорожке,
говорящий себе поверь,
а другому себе подожди немножко,
мы выйдем с собой погулять в лес
для рассмотрения ничтожных листьев.
Мне жалко что я не звезда,
бегающая по небосводу,
в поисках точного гнезда
она находит себя и пустую земную воду,
никто не слыхал чтобы звезда издавала скрип,
ее назначение ободрять собственным молчанием рыб.
Еще есть у меня претензия,
что я не ковер, не гортензия.
Мне жалко что я не крыша,
распадающаяся постепенно,
которую дождь размачивает,
у которой смерть не мгновенна.
Мне не нравится что я смертен,
мне жалко что я неточен.
Многим многим лучше, поверьте,
частица дня единица ночи.
Мне жалко что я не орел,
перелетающий вершины и вершины,
которому на ум взбрел
человек, наблюдающий аршины.
Мы сядем с тобою ветер
на этот камушек смерти.
Мне жалко что я не чаша,
мне не нравится что я не жалость.
Мне жалко что я не роща,
которая листьями вооружалась.
Мне трудно что я с минутами,
меня они страшно запутали.
Мне невероятно обидно
что меня по-настоящему видно.
Еще есть у меня претензия,
что я не ковер, не гортензия.
Мне страшно что я двигаюсь
не так как жуки жуки,
как бабочки и коляски
и как жуки пауки.
Мне страшно что я двигаюсь
непохоже на червяка,
червяк прорывает в земле норы,
заводя с землей разговоры.
Земля где твои дела,
говорит ей холодный червяк,
а земля распоряжаясь покойниками,
может быть в ответ молчит,
она знает что все не так
Мне трудно что я с минутами,
они меня страшно запутали.
Мне страшно что я не трава трава,
мне страшно что я не свеча.
Мне страшно что я не свеча трава,
на это я отвечал,
и мигом качаются дерева.
Мне страшно что я при взгляде
на две одинаковые вещи
не замечаю что они различны,
что каждая живет однажды.
Мне страшно что я при взгляде
на две одинаковые вещи
не вижу что они усердно
стараются быть похожими.
Я вижу искаженный мир,
я слышу шепот заглушенных лир,
и тут за кончик буквы взяв,
я поднимаю слово шкаф,
теперь я ставлю шкаф на место,
он вещества крутое тесто
Мне не нравится что я смертен,
мне жалко что я не точен,
многим многим лучше, поверьте,
частица дня единица ночи
Еще есть у меня претензия,
что я не ковер, не гортензия.
Мы выйдем с собой погулять в лес
для рассмотрения ничтожных листьев,
мне жалко что на этих листьях
я не увижу незаметных слов,
называющихся случай, называющихся
бессмертие, называющихся вид основ
Мне жалко что я не орел,
перелетающий вершины и вершины,
которому на ум взбрел
человек, наблюдающий аршины.
Мне страшно что всё приходит в ветхость,
и я по сравнению с этим не редкость.
Мы сядем с тобою ветер
на этот камушек смерти.
Кругом как свеча возрастает трава,
и мигом качаются дерева.
Мне жалко что я семя,
мне страшно что я не тучность.
Червяк ползет за всеми,
он несет однозвучность.
Мне страшно что я неизвестность,
мне жалко что я не огонь.
1934
Понаписано разными филологами об этом стихотворении много умного, не удержусь от пары цитат:
Практическая интенция его текстов - это разрушение иллюзии целостности нашей личности, т.е., возможно, наиболее радикальная критика из всех возможных, ставящих под вопрос саму человеческую идентичность. (
отсюда)
Строго говоря, поэтический мир автора - конструкт, некая абстракция, реконструируемая исследователем. Реально мы имеем дело с поэтическим миром, в той или иной степени искаженным субъективизмом интерпретатора, задачей которого является приведение своего «мира» к максимальному соответствию авторскому. (
отсюда)